Кушать собрано, господа!

Кушать собрано, господа!

БОГАТЫЙ УРОЖАЙ ЗЕРНА, ВЫРАЩЕННЫЙ В ЭТОМ ГОДУ, ОЗНАЧАЕТ ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВОЗВРАТ КО ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ПРОБЛЕМАМ ЗЕРНОВОГО РЫНКА, СВЯЗАННЫМ В ТОМ ЧИСЛЕ С ЭКСПОРТОМ.

 В стране собрано без малого 90 миллионов тонн зерна! Это радость вдвойне. Потому что теперь можно забыть тяжелый прошлый год с его неурожаем. И хотя официально уборка закончилась 1 октября, на самом деле она продолжается полным ходом – зерновые остаются неубранными еще примерно на 10 процентах площадей. Значит, Россия вполне может получить новый рекордный урожай. Главное, чтоб он не застал аграриев врасплох, как это у нас бывает.

Зерно нынешнего урожая пытались считать задолго до того, как оно оказалось в закромах, — с ранней весны. Причем, занимались этим не только отечественные чиновники, но и зарубежные, которые оценивали его не очень. Чтобы потом опять сильно не расстраиваться и не прогореть. В прошлом году Россия аж дважды за короткий срок успела обрушить мировой зерновой рынок – сначала плохой прогноз на урожай из-за засухи спровоцировал взлет цен до 30 процентов, затем последовал второй обвал после введения эмбарго. Теперь американский Минсельхоз и Организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства ООН посрамлены за свое неверие, и пусть это мелочь, но тоже приятная.
После страшной прошлогодней засухи, погубившей урожай на 37,2 процента посевных площадей страны, после запрета на вывоз зерна, который действовал почти год и подорвал позиции России на международном рынке, хороший урожай-2011 был нужен нам во что бы то ни стало. И мы его получили.
Однако правительство действовало при этом как всегда. Оно мобилизовало на битву за урожай нефтяные компании, заставив их сохранить для села цены на ГСМ на уровне 1 ноября 2010 года. Бюджету это не стоило ничего, а нефтяникам, по предварительным данным, могло обойтись до 10 миллиардов рублей. Все-таки недаром «социальную ответственность» олигархов назвали именно бременем. Но решение другой важнейшей проблемы нашего сельского хозяйства правительство опять отодвинуло куда-то в светлое будущее. Программа утилизации устаревшей техники так и не была принята ни в конце прошлого года, ни в начале нынешнего.
А ведь на сегодня почти 75 процентов тракторов и 60 процентов комбайнов устарели – они отпахали свое в самом прямом смысле слова уже более десяти лет. И о том, что программа утилизации устаревшей сельхозтехники (подобно той, что существовала для старых автомобилей) необходима, еще с прошлого лета говорит первый вице-премьер Виктор Зубков. Но так, на уровне разговоров, все осталось и в нынешнем году. Правда, по последним сводкам с полей (или точнее, из коридоров власти), Минфин согласился-таки выделить средства на утилизацию старой техники. Но только 3,7 миллиарда рублей, и программа будет рассчитана на помощь в покупке максимум 12 тысяч единиц. И вряд ли она начнет действовать раньше следующего года. И еще – программа будет отличаться еще тем, что полного уничтожения тракторов и комбайнов не будет. Хорошо, если их хотя бы снимут с учета.
Новую госпрограмму развития сельского хозяйства до 2020 года, в рамках которой могли быть решены многие проблемы, правительство тоже никак не одобрит. Ее в очередной раз отправили на доработку – на этот раз впритык до самых выборов. Что является нехорошим признаком. Видимо, правительство не даст Минсельхозу 250 миллиардов в год на финансирование отрасли, но не хочет огорчать село заранее. Хотя в начале года из бюджета уже подкинули аграриям дополнительно деньжат: вместо 125 миллиардов рублей – 145, на 16 процентов больше. Теперь же руководство министерства просто уверено, что только удвоение запланированной суммы – 250 миллиардов — позволит агропромышленному комплексу страны расцвести окончательно и бесповоротно. То есть, выражаясь языком ведомства, даст «максимальное приближение к целям доктрины продовольственной безопасности». Сильно уважает наш Минсельхоз языковые изыски.
Стоит особо сказать о том, что нынешний добрый урожай означает автоматический возврат ко всем без исключения проблемам зернового рынка, связанным в том числе с экспортом.
Традиционно встанет, например, вопрос хранения и реализации. И это заставит, возможно, правительство впервые опробовать залоговые схемы. Суть их заключается в том, что государство обязуется купить зерно у производителя по себестоимости и дает ему право выкупить потом обратно. Если рыночные цены пойдут вверх, производителю выгоднее будет забрать свое зерно, оплатив его хранение, и продать «на сторону». Но полной уверенности, что залоговые схемы задействуют, нет до сих пор ни у кого.
Так и не стало привычкой у аграриев застраховываться. И чтобы заставить их это делать, планируется оказывать господдержку только тем сельхозпроизводителям, у которых есть страховые полисы от катастрофических рисков. Пока доля застрахованных посевных площадей составляет лишь пятую часть, в министерстве рассчитывают увеличить ее до 50 – 70 процентов. Тем самым и федеральный бюджет сэкономит на компенсациях ущерба в случае чрезвычайных ситуаций.
Выходит вперед и задача максимально увеличить экспорт зерна и вернуть России ее место на мировом рынке. За первые два месяца после отмены эмбарго на вывоз зерна за границу мы уже обогнали своего конкурента Украину, и в следующем году планируется экспортировать более 20 миллионов тонн. Но. Зерна-то хватит теперь, но как это сделать? Тарифы на железнодорожные перевозки постоянно растут, зерновозов не хватает, портовые мощности ограничены… Время принудительной передышки, которую дала засуха, так и не использовали для решения структурных проблем.
Разве что президент Дмитрий Медведев инициировал дискуссию о восстановлении Государственной хлебной инспекции, которая была упразднена еще в 2004 году. Но даже аналитики не могут объяснить, зачем она нужна? Внутренний рынок и при ней и без нее подлежит исключительно добровольной инспекции. Ее надзор за качеством экспортного зерна теоретически мог бы усилить контроль и уменьшить риск международных скандалов, которые способны обрушить цены на российское зерно и больно ударить по имиджу страны. Но работающие на экспорт зерноторговцы и так обязаны при сделках предоставлять международные сертификаты.
…Наши власти – лучшие друзья парадоксов. Они даже не замечают отсутствие самого необходимого, но никак не могут позволить себе обойтись без лишнего. Они живут в параллельном co своим населением мире. Вроде одной французской королевы, которая в ответ на жалобы подданных, что нет хлеба, посоветовала им есть пирожные. Кажется, ей потом голову отрубили.
Ольга КИТОВА

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend