«Имя этого человека, восторженные отзывы о его безграничной отваге и высоком летном мастерстве можно встретить во многих произведениях мемуарной литературы, посвященных подвигам советских летчиков. В 25 лет он командовал полком истребителей».
Трижды Герой Советского Союза маршал авиации А. Покрышкин.
В 1961 году прошлого века режиссер Григорий Чухрай снял художественный фильм «Чистое небо». Главный герой летчик Алексей Астахов успешно воевал, потом попал в плен, из которого бежал. А в мирное время постоянно сталкивался с недоверием и подозрительностью — как человек, побывавший в плену, и этим «запятнал моральный облик советского летчика».
В том же году я пошел в первый класс Партизанской средней школы Приморского района Запорожской области. Фильм «Чистое небо» в нашем сельском клубе крутили где-то в 1965 году. Тогда же мы впервые услышали от нашей учительницы Анны Гавриловны Корнелюк (царство ей небесное!), что прототипом главного героя фильма стал учитель химии и биологии нашей средней школы Иван Бабак, который работал в ней перед Великой Отечественной войной. И который в годы Великой Отечественной войны стал третьим летчиком-украинцем после Ивана Кожедуба и Дмитрия Глинки по результативности. Летчик-истребитель Иван Бабак за время войны сбил лично 35 вражеских самолетов и 5 — в группе.
Так состоялось мое первое — заочное — знакомство с учителем нашей школы. Через годы в книге «Звезды на крыльях» Ивана Ильича Бабака нашел я описание родного села и Партизанской школы:
«…Бескрайние степи, роскошные сады в белом одеянии весны, плодородные пашни. А за небольшим перевалом — Азовское море, в котором так любили они, учителя, купаться с детьми и плавать на колхозных баркасах. Но больше всего молодому учителю нравились люди села — трудолюбивые, жизнерадостные, очень уважительные. …Он твердо помнил слова декана факультета, сказанные им, молодым учителям, на выпускном вечере в институте:
— Друзья, идите по самым высоким вехам жизни, иначе нельзя — ведь вы учителя. Надо вам так жить, чтобы потом было на что оглянуться. Мелочи померкнут, оставшись позади, и ничего не будет видно. Скажете, что и жизни, собственно, не было, если не будет этих высоких вех…
Полюбил он школу, полюбил и учителей, среди которых было много замечательных мастеров педагогического дела, добрых, душевных людей…»
Следующее заочное знакомство с Иваном Бабаком состоялось в начале девяностых годов прошлого века в поселке Нивенское Багратионовского района Калининградской области. Здесь на местном аэродроме с 1952 года дислоцировался 689-й гвардейский истребительный авиационный полк. В июне 1989 года полку было присвоено имя маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина.
Задание редактора «Красной звезды», в которой я тогда служил, и привело меня на аэродром Нивенское. У истребительного полка была славная история. Полк был сформирован в сентябре 1939 года как 55-й истребительный авиационный полк в Одесском военном округе, в марте 1942 года был удостоен гвардейского звания и получил наименование 16-го гвардейского истребительного авиационного полка.
В годы Великой Отечественный войны 16-й гвардейский истребительный авиационный полк был одним из наиболее результативных истребительных полков советских военно-воздушных сил. Гвардейцы совершили 13684 боевых вылетов и уничтожили 618 самолетов противника. По окончании войны полк дислоцировался в Австрии и Венгрии, в феврале 1949 года в ходе массовой перенумерации авиационных частей был переименован в 689-й гвардейский истребительный авиационный полк.
Из летчиков полка А.И. Покрышкин был удостоен звания Героя Советского Союза трижды, А.Ф. Клубов и Г.А. Речкалов стали дважды Героями Советского Союза, а еще 15 человек — Героями Советского Союза. Портреты Героев встретили меня на центральной аллее аэродрома. Среди них был и учитель моей Партизанской школы гвардии капитан Иван Ильич Бабак, которого сослуживцы называли «Летающим барсом».
Награжденный орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Красной звезды и звездой Героя Советского Союза, один из лучших летчиков Великой Отечественной войны, Иван Бабак, мог получить и вторую звезду Героя. Вторично к этому высокому званию он был представлен в самом конце войны. Представление на вчерашнего учителя с берегов Азовского моря подписал лично трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин. Но по разным, в том числе неизвестным причинам, награждение, увы, не состоялось…
***
Родился Иван Бабак 26 июля 1919 года в селе Алексеевка Днепропетровской области в крестьянской семье. Как сам потом напишет:
«Недалеко от города Никополя, где во времена Запорожской сечи Богдан Хмельницкий был избран атаманом казацкого войска, вдоль побережья небольшой речушки Чертамлык по обеим ее берегам раскинулось неширокой, но длинной цепочкой родное село — Алексеевка. На свете много уголков красивых, чудесных. Но самая дорогая та земля, где ты родился, самое уютное то небо, под которым рос в детстве и юности, самое теплое то жилище, в котором рядом были самые близкие люди — отец, мать, сестры, братья».
После школы отправился он «с буханкой хлеба в сумке и пятьюдесятью рублями в кармане» на учебу в Запорожье. Был принят на рабфак педагогического института. А в 1936 году записался еще и в аэроклуб.
«Так началась, — писал в мемуарах Иван Ильич, — моя новая жизнь, длившаяся два года. Днем — институт, вечером — аэроклуб, днем — таблица Менделеева, химические опыты и препарирование животных в лаборатории, вечером — аэродинамика, устройство самолета и мотора».
Оставил он и впечатления о первом полете над Запорожьем:
«Инструктор ведет самолет в чистом, прозрачном утреннем небе. Сверху легко узнаются отдельные объекты города: заводы, Днепрогэс, железнодорожные вокзалы, родной институт, а рядом с ним городской парк культуры и отдыха имени Ивана Франко».
Осенью 1938-го Иван успешно закончил обучение в аэроклубе и подал рапорт о зачислении его в авиаучилище. Но председатель приемной комиссии, узнав, что он учится на последнем курсе пединститута, посоветовал окончить вуз.
После института направили Ивана в Партизанскую среднюю школу. А 6 октября 1940 года Приморским РВК Запорожской области учитель был призван в РККА и стал курсантом Сталинградского авиационного училища летчиков-истребителей. (Приморским же РВК Запорожской области был призван в армию и автор этой публикации, Валерий Громак. — Ред.).
***
Боевое крещение летчик 45-го авиационного полка, позже переименованного в 100-й гвардейский авиаполк, сержант Иван Бабак получил летом 1942 года: в небе над Моздоком он открыл боевой счет, сбив вражеский «мессер».
В ожесточенных воздушных боях быстро шло становление молодого летчика. Отлично владея техникой пилотирования, он в небе действовал решительно, напористо, шел на риск и даже на самопожертвование. Однажды он вернулся из боя на изрешеченной пулями машине.
— Эдак вас скоро могут сбить, — укорил его командир полка Дзусов.
Бабак молчал. Но за него ответил его «ведущий», летчик Петров:
— Меня спасал…
Во время боя самолет ведущего был подбит. Машина потеряла маневренность. Немецкие летчики не преминули этим воспользоваться. Они предприняли 7 атак. Но каждый раз ведомый, энергично маневрируя, отсекал противника огнем от Петрова, бесстрашно бросал свой самолет наперерез врагу. Он подставлял себя под удар, лишь бы спасти командира. Об этом боевом эпизоде рассказала впоследствии газета «Красная звезда».
Позже командир звена 100-го гвардейского авиационного полка младший лейтенант Бабак отличился в боях при прорыве обороны противника на реке Молочная и освобождении Мариуполя. В конце июля 1943 года, во время боев за город Мариуполь, выполняя разведывательный полет вдоль железной дороги, Иван Бабак на малой высоте увидел, как из окон вагонов — теплушек ему махали руками люди. Прилетев на свой аэродром, он доложил:
— В вагонах находятся наши люди. По-видимому, их собираются вывезти на каторгу. Необходимо срочно принять меры!
Вскоре группа «Илов» в сопровождении истребителей ушли к станции. Удар наносился с особой точностью, только по паровозу и путям впереди эшелона. Охрана станции при этом разбежалась. Местные жители открыли вагоны и выпустили людей, вывозимых в Германию.
По инициативе учащихся школы № 2 города Мариуполя горожане собрали 20 000 рублей на боевой самолет. После чего школьники обратились с просьбой лично к Иосифу Сталину — вручить боевой истребитель лучшему летчику фронта, участвовавшему в освобождении их города. В школьном музее в советское время бережно хранилась телеграмма Верховного Главнокомандующего, в которой выражалась благодарность учащимся и учителям за их патриотизм.
Осенью 1943 года новенький истребитель с надписью «От школьников Мариуполя» был передан летчику 100-го гвардейского авиаполка Ивану Бабаку. На именной «Аэрокобре» Иван Ильич летал в небе Украины, Молдавии, Румынии, Польши и Германии. Надпись «От школьников Мариуполя» была на обоих бортах фюзеляжа за кабиной. Инженер по радиооборудованию В.Ковальчук нарисовал справа на носу машины летящую богиню Победы. (Как вспоминали ветераны, за этот рисунок Бабак получил у противника прозвище «Летающий Демон». Между собой летчики-истребители называли Ивана «Летающий Барс»).
К сентябрю 1943 года он лично сбил 18 самолетов противника и 4 в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками, гвардии младшему лейтенанту Бабаку Ивану Ильичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали „Золотая Звезда”» (№ 1132).
В начале июня 1944 года об одном из воздушных боев, проведенном группой под командованием Ивана Бабака, писала фронтовая газета. Этот бой впоследствии приводили в пример и разбирали во всех полках не только 9-й гвардейской авиадивизии, но и всего фронта как пример умелого, тактически грамотного взаимодействия групп и отдельных летчиков. В этом бою действительно блестяще проявились взаимовыручка, дерзость, хладнокровие и расчет. Вот как он описан в боевом донесении, хранившемся в архиве полка:
«03.06.1944 года 12 «Аэрокобр» с 17:55 по 18:40 прикрывали свои войска в районе Мовилени, Захария. Командовал группой Бабак.
Состав группы: Бабак — Патрушев, Глинка Д. Б. — Мамаев, Петров — Зайцев, Гучек — Антоньев. Группа прикрытия: Сапьян — Образцов, Дольников — Щепочкин.
В районе Мовилени встретили группу из 50 Ю-87 под прикрытием 10 Ме-109 и 8 ФВ-190. По команде Бабака группа Сапьяна и Дольникова связала боем истребителей, а сам он повел в атаку свою группу на бомбардировщиков. Решительными и смелыми действиями в короткий срок гвардейцы Бабака сбили 10 самолетов противника, не дав остальным отбомбиться по вашим войскам. Не вернулся с задания младший лейтенант Образцов».
Но Юрий Образцов остался в живых: на крутом боевом маневре, сорвавшись в штопор, он выпрыгнул с парашютом на малой высоте и через 2 дня вернулся в полк.
В том бою 3 самолета сбил Дмитрий Глинка, 2 — Иван Бабак, 2 — Григорий Дольников, по 1 — Петров, Гучек и Антоньев».
***
13 июля 1944 года началась наступательная операция советских войск на Львовско-Сандомирском плацдарме. В первые же дни боев гвардии старший лейтенант Иван Бабак сбил 6 самолетов противника. К 30 августа — еще 4… Бывший летчик гвардейского истребительного авиационного полка Юрий Косьминков вспоминал:
«…Вместе с группой новичков я прибыл на фронт в сентябре 1944 года. По полкам нас распределил сам комдив, о котором мы много слышали еще в школе — трижды Герой Советского Союза полковник Александр Иванович Покрышкин. Сразу бросилось в глаза, что личный состав — очень дружный, собранный. Все приказы исполнялись исключительно четко. Командовал полком Герой Советского Союза подполковник Сергей Иванович Лукьянов. Помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе был Иван Ильич Бабак — стройный, улыбчивый, великолепный пилотажник и стрелок. В первые же дни мы стали свидетелями того, как безоружный У-2, на котором Бабак привез в полк денежное довольствие, был атакован на подходе к нашему аэродрому «мессершмиттом». Бабак делал такие выкрутасы, что немец, так и не добившись успеха, улетел восвояси. Бабак учил нас знаменитой покрышкинской тактике воздушного боя. Укреплял веру в тактическую единицу истребителей — пару, девиз которой — сам погибай, а товарища выручай. О Бабаке говорили, что он ведомого никогда не бросит…».
В начале 1945 года 25-летнего старшего лейтенанта Бабака назначили командиром 16-го гвардейского истребительного авиационного полка, которым ранее командовал знаменитый ас Александр Покрышкин. Еще два года назад это был не обстрелянный сержант Бабак. А теперь командир одного из лучших гвардейских полков! По мирному времени такое событие, конечно, небывалая редкость. Но два суровых года войны, когда за плечами летчика более 300 боевых вылетов и свыше 30 уничтоженных вражеских самолетов, — это уже качественно другое измерение.
Боевые свойства Бабака не ограничивались смелостью и умением наверняка разить врага; он быстрее других сформировался и как организатор боя, и как отличный воспитатель молодых летчиков. И здесь хорошо проявились его учительские качества. С мая 1942 по апрель 1945 года Иван Бабак совершил 330 боевых вылетов, провел 103 воздушных боя. Он не потерял в боях, которыми руководил, ни одного летчика.
Но незадолго до окончания войны при выполнении боевого задания самолет Ивана Бабака был сбит огнем зенитной артиллерии противника. Машина загорелась, потеряла управление. Бабак выпрыгнул из самолета, открыл парашют и потерял сознание. Раненый, сильно обгоревший летчик упал на позиции немецкой артиллерии и был взят в плен. Вот как рассказывал об этом сам Иван Ильич в интервью корреспонденту газеты «Приватна Справа» 18 февраля 1999 года:
«Но что это? Из-под сиденья со стороны двигателя в кабину ползут клубы дыма. Сначала я думал, что сумею перелететь линию фронта, но когда пламя ворвалось в кабину и огонь начал лизать руки, ноги, лицо и не стало дышать, я выбросил правую дверцу и развернул самолет влево, в сторону леса. Самолет горит и, как факел, несется к земле. Рука инстинктивно хватается за кольцо парашюта — парашют раскрылся. Еще мгновение и приземляюсь. Ничего не вижу — обгорели ресницы. Не успеваю и пистолета выхватить, как немецкие овчарки прижимают меня к земле. Тогда чувствую, что кто-то оттягивает от меня собак, поднимает с земли, обыскивает. Вывернув все карманы, отпускает. Свирепо лаяла овчарка, кругом стояли немецкие солдаты. С трудом поднялся и никак не мог вспомнить, как по-немецки «стреляй». Показал автоматчику руками, тот понял, отвел на несколько шагов. Я повернулся к нему лицом. Автоматчик закричал, схватил за плечи, повернул меня спиной, отошел. Я снова повернулся. Солдат, ругаясь, подбежал ко мне… В это время мимо проезжала машина с немецким офицером. Обратив внимание на мой летный комбинезон, офицер приказал отвезти меня в лагерь для военнопленных».
— Когда я бежал к самолету по заданию Покрышкина, ордена свои я не успел надеть, — вспоминал позже Иван Ильич. — Ну, решил выдать себя за рядового летчика. А немцы слушают мои байки и смеются. Потом дают мне альбом с фотографиями наших асов — где на первом месте был портрет Покрышкина, ну и моя фотография там тоже была… Три дня держали в бензохранилище. Далее — в пересыльный лагерь, из которого направили в лагерь города Вайден. Это была третья неделя моего пребывания в плену. Раны покрылись струпьями, в отдельных местах появились черви. Левая нога очень распухла и стала чернеть. На помощь пришли друзья. Нашли среди пленных врача и двух медсестер. У американских летчиков получили лекарства и мне сделали операцию. Ногу спасли.
Из плена нашего героя освободили американцы, а из фильтрационного лагеря его забрал Александр Покрышкин. В книге «Небо войны» Александр Иванович рассказал об этом эпизоде подробно. Фронту нужны были, писал Покрышкин, летчики. Он отправился поискать их в так называемом фильтрационном лагере.
В том, куда пришел Александр Иванович, ему сказали, что у них есть один летчик, который «выдает себя за Героя». Когда Покрышкин увидел этого Героя, то сначала не поверил своим глазам: исхудавший, изможденный, с ожогами на лице, перед ним стоял Иван Бабак. Хватило трех минут, чтобы капитан доложил полковнику, что с ним произошло. Покрышкин заявил начальнику лагеря:
«Мне неизвестно, где лично вы были во время войны, а этот Герой сбил не намного меньше вражеских самолетов, чем я. Он пойдет со мной. Капитан Бабак не просто Герой Советского Союза, а дважды Герой — две недели назад я подписал представление на присвоение ему второй Звезды. Мы считали, что его судьба станет счастливой: он получит вторую звезду, а все беды уже позади».
До 1947 года гвардии капитан Бабак командовал 32-м гвардейским истребительным авиационным полком. В 1947 году он окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы, а через два года был уволен в запас и вернулся к прерванной войной педагогической деятельности.
В Полтаве работал учителем химии в школе № 29, интернате имени Крупской, учителем химии и директором школы № 7 имени Тараса Шевченко. Медалью «За трудовую доблесть», знаком «Отличник народного образования», почетными грамотами, любовью и уважением детей были отмечены заслуги Ивана Ильича на ниве народного образования.
Но многие годы ни преподаватели, ни дети, не знали, что их учитель, скромный и немногословный Иван Ильич Бабак, — один из лучших асов Великой Отечественной. Узнав об этом на встрече ветеранов 9-й гвардейской авиационной дивизии, маршал авиации трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин заявил Бабаку: «Твоя скромность неуместна. „Золотую Звезду“ тебе вручили не для того, чтобы ты ее в шкатулке держал! Вот тебе дубликат, и носи ее и пацанов на своем примере воспитывай».
18 мая 1963-го года в газете «Красная звезда» был опубликован очерк Дмитрия Исакова «Учитель» о судьбе летчика Ивана Бабака. Иван Ильич позже опубликовал книгу воспоминаний «Звезды на крыльях». Предисловие к книге написал маршал авиации трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин:
«Какова же основная мысль этой книги? Пожалуй, лучше всего сформулировал ее сам автор. «На примере собственной жизни я твердо убежден, что все зависит от веры, человека в свои собственные силы и в тех, кто тебя окружает. Вместе можно преодолеть любые преграды и добиться намеченной цели». Книга И. И. Бабака по своему содержанию выходит за рамки воспоминаний о прожитых годах. Это прежде всего взволнованный рассказ о героизме, о мужестве, о беспредельной преданности советских людей своему социалистическому Отечеству. И, что очень важно, эта книга о становлении характера, о воспитании чувств.
Воссоздавая картины ожесточенных воздушных боев, рассказывая о ратных буднях летчиков, автор стремится проследить, как в огне сражений закалялась воля защитников Родины, как духовно мужали люди. Документальное повествование И.И. Бабака отмечено исключительной искренностью и строгостью. Строгостью по отношению к себе. Автор не сглаживает острых ситуаций, ничего не упрощает. И это придает описываемым событиям особую достоверность. Книга «Звезды на крыльях», адресованная в первую очередь молодому читателю, никого не оставляет равнодушным. Она несет в себе большой воспитательный заряд, учит мужеству, верности, говорит об ответственности каждого из нас за настоящее и будущее Отчизны».
***
Иван Ильич Бабак покинул этот мир 24 июня 2001 года, похоронен на главной аллее Центрального кладбища города Полтавы.
«Две судьбы сплелись в моей жизни — судьба педагога и судьба летчика-истребителя. Я считаю своей основной профессией профессию учителя. А летчик — это, так сказать, мой параллельный жизненный курс. Авиаторы знают это выражение. Известно оно, пожалуй, многим, кто интересуется авиацией. Двое движутся рядом к намеченной цели» — эти слова принадлежат Герою Советского Союза Ивану Ильичу Бабаку.
В советские времена на школе в городе Полтаве, где Иван Ильич работал директором, была установлена мемориальная доска. Его имя носила школа в родной Алексеевке. Мемориальные доски были установлены в Запорожье, в Никополе. Но бандеровские власти Украины сделали все, чтобы замолчать имя истинного украинца, истинного Героя. Не вспоминали тридцать лет об учителе-герое и в моей родной Партизанской школе.
…Сегодня село, школа находятся на новых российских территориях Запорожской области. И нелишне нынешним руководителям района, учителям вспомнить об учителе-герое и воспитывать на жизни и подвиге Ивана Бабака новое поколение земляков. Возможно, появится у них и желание установить на здании Партизанской средней школы именную доску, подобную той, которая была в Полтаве.
Валерий ГРОМАК