19 августа 1921 года был создан первый в мире Детский дом-лаборатория, где педагогическая деятельность базировалась на принципах психоанализа.
В этот детский дом ходил сын Сталина. Здесь впервые теорию психоанализа применили на практике, и сделала это выдающийся педагог и психоаналитик Вера Федоровна Шмидт, которой 27 июля исполнилось бы 130 лет со дня рождения.
Эксперимент со смыслом
Ее труды высоко оценил сам Зигмунд Фрейд. Она участвовала в эксперименте, который до сих пор остается не повторенным, работала бок о бок с ученицей Карла Юнга — Сабиной Шпильрейн, была действительным членом, а затем и секретарем Русской психоаналитической ассоциации в период ее существования с 1922 по 1930 годы, а также являлась членом Международного психоаналитического объединения.
Вера Шмидт родилась на Украине в городе Староконстантинове Волынской губернии. Ее отец Федор Яницкий был военным хирургом, а мама — Елизавета Гросман — одной из первых в России женщин-врачей.
Вера окончила с золотой медалью Мариинскую женскую гимназию в Одессе. В 1908 поступила на Бестужевские (высшие женские) курсы в Петербурге. Там она знакомится с новыми течениями в педагогике, после чего уезжает в Киев и становится вольнослушательницей Фребелевских курсов одноименного пединститута (см. нашу справку. — Ред.).
Немалое значение имело в институте изучение детской души и детской природы, которая, как ранее считалось, не требовала особого познания, потому что, дескать, была достаточно известной. Ранний возраст признавался важнейшим в педагогическом отношении.
«Не боясь впасть в преувеличение, можно сказать, что тот, кто основательно изучал искусство дошкольного воспитателя, тем самым получил высший педагогический диплом, и наоборот — недостаточное знакомство с дошкольной педагогикой отнимает у педагога девять десятых его профессиональной ценности, низводя его на степень простого преподавателя учебных предметов» — это высказывание председателя Киевского фребелевского общества Ивана Алексеевича Сикорского дает повод задуматься и сегодня.
В 1913 году Вера Федоровна выходит замуж за выпускника физико-математического факультета Киевского университета Отто Юльевича Шмидта, впоследствии выдающегося математика, профессора, исследователя Севера, Героя Советского Союза. Вместе с ним они переезжают в Петроград буквально накануне революции, которая, впрочем, не помешала Вере Шмидт поступить на работу в Дошкольный отдел Наркомпроса РСФСР. Вера Шмидт не уставала учиться, получила образование также в Институте высшей нервной деятельности (1920 г.) и Университете марксизма-ленинизма (1936 г.). Она была сотрудником знаменитого Экспериментального дефектологического института под руководством Л.С. Выготского.
Но самый интересный период ее деятельности начинается в 1921 году с создания первого в мире Детского дома-лаборатории.
Детский сад по Фрейду
Новой стране требовался новый человек, и в 20-е годы некоторые лидеры большевиков полагали, что воспитать его поможет психоанализ. Так в 1921 году был создан первый в мире Детский дом-лаборатория, где научная и педагогическая деятельность базировалась на принципах психоанализа. Деньги на Дом выделил Народный комиссариат просвещения. Располагался Дом-лаборатория в бывшем особняке С.Н. Рябушинского на Малой Никитской.
«Россия была впереди планеты: Москва в то время была третьим центром по развитию психоанализа в мире после Вены и Берлина», — комментирует Александр Харитонов, президент Русского психоаналитического общества, директор Центра современного психоанализа (на Цветном).
Работа в Детском доме-лаборатории строилась по принципу антиавторитарного воспитания. Считалось, что поведением ребенка руководит его бессознательное состояние, соответственно его нельзя ругать за то, с чем он еще не в силах справиться — нужно помочь ему. Задача воспитателя состоит в том, чтобы плавно переключить ребенка с примитивных удовольствий на культурные. Конструкторы, разнообразные материалы (глина, песок, вода) были в распоряжении детей.
«Ребенок с самого начала имеет богатую сексуальную жизнь», пишет Вера Шмидт, но проявляется это не так, как у взрослых. К таким проявлениям, например, относится сосание пальца или долгое сидение на горшке. Чтобы стать полноценной здоровой личностью, ребенок должен пройти определенные стадии психосексуального развития, и в этом ему не должны препятствовать, иначе он застрянет на какой-либо из них, и это может стать причиной психических нарушений.
Необходимой составляющей была работа воспитателя над самим собой, в том числе освобождение от предубеждений против разнообразных проявлений детской сексуальности.
Воспитатели вели дневники наблюдений за детьми. Вера Шмидт будучи сотрудницей и фактической руководительницей Дома (с 1921 по 1925 годы), систематизировала и хранила накопленные материалы. Вместе с ней работали руководитель психоаналитического движения в России Иван Дмитриевич Ермаков, ученица Карла Густава Юнга — Сабина Шпильрейн.
Сначала в Дом приняли 30 детей разного происхождения: от рабоче-крестьянского до детей крупных партийных работников (по некоторым данным, среди них был и сын Сталина). Затем после того, как Дом-лабораторию чуть не закрыли из-за слухов о том, что с детьми обращались «неподобающим образом», количество детей сократили до 12 человек (две группы: 1–6 детей в возрасте от 3 до 3,5; 2–6 детей в возрасте от 4–5 лет). В распоряжении каждой группы были по две комнаты с садом: спальня, игровая-столовая, а также изолятор для больных.
В числе воспитанников Детского дома-лаборатории был и сын Веры Федоровны — Владимир, или Волик, как ласково называла его мать. Именно Волику был посвящен основательный труд «Дневник матери», в котором Вера Шмидт фиксирует свои наблюдения за развитием сына с момента его рождения до пяти лет. Строки эти дышат теплом и нежностью.
«Ночью Волик проснулся за полчаса до срока, но сверх ожидания не заплакал, а «запел». Иначе я не могу назвать те звуки, которые он издавал. В них было столько жизнерадостности и бодрости, «пел» он так громко и звучно, что просто поразил нас с Отто. Через полчаса я взяла его пеленать и кормить, он поел и спокойно уснул. Повторения этого «пения» днем не было», — гласит запись от 3 мая.
Осенью 1923 отчет о деятельности детского дома был передан в Вене Зигмунду Фрейду во время зарубежной командировки Отто и Веры Шмидт. Доклад назывался «Психоаналитическое воспитание в Советской России». Он был издан на немецком языке Международным психоаналитическим издательством в виде отдельной брошюры. Зимой 1923 года Вера Шмидт выступила с этим докладом в Русском психоаналитическом обществе.
— Этот доклад потрясающе интересный. В нем она обосновала очень важные научные выводы, которые касались маленького ребенка, его психологии, роли бессознательного в его поведении, о детской сексуальности (догинетальной). Она сделала ряд интересных выводов о психическом состоянии ребенка, об установках по отношению к родителям, о том, как маленький ребенок полностью подчиняется принципу удовольствия, как ему трудно с ним справляться, как бессознательное полностью доминирует в этот период в жизни маленького человека, — рассказывает Александр Харитонов.
Однако несмотря на высокую оценку среди зарубежных коллег и достигнутые успехи, Детский дом-лаборатория «Международная солидарность» (так он стал называться после того, как получил материальную поддержку со стороны немецкого Объединения горняков «Унион») пришел в упадок.
В одном из отчетов Вера Шмидт отмечала такие недостатки в работе Дома, как: расхождение теории и практики, неорганизованность коллектива (за три года сменилось 50 воспитательниц), изоляция от других педагогических и образовательных учреждений. Приближалось и то время, когда психоанализ в России был запрещен. На долгие годы с 30-го по конец 80-х на эту тему наложили табу. Было закрыто Русское психоаналитическое общество и Детский дом-лаборатория «Международная солидарность». До 90-х годов оставались неизвестными в России и работы самой Веры Шмидт: они либо публиковались на Западе, либо хранились в архивах.
Неприглядная истина
Сейчас по материалам наблюдений в Детском-доме лаборатории пишутся научные статьи и диссертации, но попыток повторить эксперимент не было.
— Это достаточно конструктивный подход в решении детских психопатологических проблем и вообще вопросов семейного воспитания, индивидуального, психосексуального семейного развития. Я и мои коллеги, которые занимаются психоанализом, семейной парной психоаналитической терапией были бы в этом заинтересованы, но вряд ли бы эту инициативу поддержали. Здесь мы сталкиваемся с областью бессознательного, и не все люди хотят узнавать истинные мотивы и причины, почему дети себя ведут так или иначе, ведь это часто связано с поведением самих родителей. Родители вступают в конфликты, проявляют негативные эмоции, бывает такое, что и психосексуальные модели поведения у них не совсем корректные. Бывают случаи нарушения этики в семье, — поясняет Александр Харитонов.
Не стоит также забывать о том, что сейчас существует множество глубинно психологических, психоаналитических и психотерапевтических школ, между которыми существуют серьезные разногласия. Причина финансовая тоже не менее весома: найдутся ли спонсоры, поддержало ли бы этот проект государство, когда существует множество других направлений, научно-практических подходов структур, конкурирующих между собой. Новые возможности появились в детской психологии, психоневрологии, детской психиатрии.
Однако направления и методики, вдохновленные этим недолговременным, но весомым опытом молодого советского государства развивались и развиваются по сей день. И немалый вклад в это дело внесла Вера Федоровна Шмидт.
Алина МАХЛИНА
NB!
Cправка «НВ». Фребелевский педагогический институт — высшее учебное заведение по подготовке воспитателей детей дошкольного возраста. Основано оно Киевским Фребелевским обществом. Подобные общества занимались подготовкой и внедрением идей немецкого теоретика и педагога дошкольного воспитателя Фридриха Фребеля (1782–1852).