Сказание о селе Репец

Только что в Москве вышла книга Юрия Махрина «Село Репец». Автор — уроженец этого древнего поселения (ему 352 года), выпускник факультета журналистики МГУ, кандидат исторических наук, лауреат Международной литературной премии имени Андрея Платонова.

Сказание о селе РепецС первого взгляда книга притягивает к себе красочной фотографией на твердой обложке. А стоит ее раскрыть — и перед вами открывается удивительная история, казалось бы, рядового российского села.

В России генеалогический бум. В государственных архивах страны многолюдно, уйма запросов приходит в последние десятилетия в хранилища документов. В мировой паутине множество сайтов типа «Родословная». Люди ищут свои фамильные корни. И как тут не вспомнить слова знаменитого русского историка Василия Ключевского «Изучая предков, мы изучаем себя».

Юрий Махрин много лет изучал историю отчего края. Книга — итог этого исследования. Редакция решила расспросить журналиста, как она рождалась.

— Потребность отыскать корни своего рода, выяснить «откуда есть пошла» история Репца, возникли у Вас с появлением седины в висках?

— Да, именно так. Только в зрелости понял я смысл стихотворения Александра Пушкина:

Два чувства дивные близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

В школе я воспринимал некоторые слова из этого стихотворения буквально. С течением лет осознал: пепелище, по Пушкину, — это родной очаг, место, где человек появился на свет. А «любовь к отеческим гробам» — память о прародителях, преданность их заветам.

Вообще-то я с юности начал собирать сведения о Репце, своих родичах. Прежде всего в газетах. В органе Ястребовского района Курской области «Стахановец» впервые узнал из короткого сообщения, что в 1942 году, во время войны, моей бабушке по материнской линии Дарье Ивановне Бакшеевой присвоено звание «Мать-героиня» и выдан в торжественной обстановке орден. Она вырастила восьмерых детей — четырех сыновей и стольких же дочерей. Но так уж совпало: радость от награды была омрачена похоронкой на мужа, погибшего под Ленинградом. Потом похоронки пришли и на старших сыновей — Михаила и Ивана.

И все же вплотную изучением истории рода и села я начал на сайте «Всероссийское генеалогическое древо» (ВГД), появившемся в Интернете в 1999 году. Надежный лоцман в океане генеалогии! Завел там в мае 2017 года Дневник «История курского села Репец». Поделился в нем воспоминаниями о селе, его жителях, историческими сведениями о родной обители и пригласил уроженцев Репца, их потомков, проживающих во всех частях бывшего СССР, в зарубежных странах, рассказать о своих годах на берегу реки Оскол, присылать семейные фотографии. И земляки откликнулись. На меня обрушился поток фактов, эмоций, снимков… Шесть лет минуло, и за это время в Дневнике зарегистрировано около 400 тысяч посещений.

Многие уроженцы села прислали в Дневник ценные данные из архивов. Я внес их в текст книги. Так что она — плод коллективного труда: один человек на поле истории все-таки не воин.

— После Вашей книги у многих наших читателей наверняка возникнет желание узнать свои фамильные корни. Где их искать сегодня?

— Крупнейшее хранилище, клад манускриптов и печатных книг XIХ–начала XX века — Российский государственный архив древних актов (РГАДА) в Москве. Именно сюда, кроме профессиональных историков, пишут запросы, приходят жители городов и весей страны, чтобы в документах прошлых столетий, стряхнув с них, как говорится, пыль, поискать родовые корни, восстановить связь времен.

Однако документы той поры написаны русской скорописью — это крылатая вязь слитно написанных не только слов, но и букв. Чтобы читать их, надо или освоить премудрости такого письма, или воспользоваться (за плату) услугами сотрудников РГАДА.

В РГАДА обнаружен документ 1671 года, в котором впервые упоминается Репец. Фото этой реликвии впервые напечатано именно в моей книге «Село Репец».

Кладезь генеалогических сведений — «Ревизские сказки: перепись населения Российской империи с целью подушного налогообложения». В них есть списки людей с указанием возраста и степени родства с главой семьи. С 1718-го по 1856-й было проведено 10 ревизий. Результаты первых трех хранятся в РГАДА, остальных семи — в архивах областей, краев и республик России.

Надежным источником сведений о генеалогии рода являются метрические книги церквей, заполнявшиеся священниками до 1918 года (кое-где до 1923-го). В них заносились сведения о прихожанах храма в три раздела: «О родившихся», «О бракосочетающихся», «О умерших». В книгах-ежегодниках отражена вся жизнь человека: крестился, женился, был поручителем жениха, восприемником (крестным отцом младенца), скончался. При венчании записывалась только фамилия жениха, невеста не удостаивалась этой чести. Сведения о самоубийцах в книгу не вносились.

В метрических книгах Дмитриевской церкви села Репец есть записи о венчании моих прадеда Кондратия и деда Егора Махриных. Для меня стало неожиданным открытием, что оба новобрачных в свои 22 года были унтер-офицерами царской армии, в их жилах текла дворянская кровь.

Уцелевшие метрические книги хранятся в архивах областей, краев, республик. Не обязательно ехать туда, можно написать запрос в архив и получить ответ (услуга платная).

— Я видел немало книг по краеведению. «Село Репец» явно выделяется среди них множеством фотографий.

— В главе «Родные лица» опубликовано около ста снимков уроженцев Репца. Земляки прислали в Дневник более трехсот фото. Увы, поместить их все в книгу не удалось: ее объем увеличился бы в три раза, во столько же — и стоимость издания. Непосильная финансовая ноша!

Часть снимков жители села нашли в брошенных домах. Выходит, спасли от гибели.

 

Егор ЛАЗАРЕВ

историк

 

NB!

КСТАТИ. На Авито.ру фотографии, посвященные этому древнему курскому селу, можно посмотреть в более высоком качестве. Для этого следует набрать название книги — «Село Репец».

Похожие статьи

Send this to a friend