Журналист «Мира новостей» проехала по районам ДНР, которые сейчас восстанавливаются.
Школа: снаряд влетел в 6 «Б» класс
— Войска Вооруженных сил Украины стреляли по нам все 8 лет — с 2014-го. Как загремит — засвистит — люди бегут в подвалы в надежде, что их не заденет и они останутся живы. Но не у всех эти надежды сбывались, — с горечью отмечает глава администрации города Докучаевска (это недалеко от Донецка) Александр Качанов.
Мы едем в местную школу №4. В апреле сюда попал снаряд — вышиб стену и влетел в помещение 6 «Б» класса. Огромное счастье, что всех детей накануне отправили учиться на удаленке (в таком режиме дети Донбасса учились не только в пандемию, но и во время особенно сильных обстрелов. — Авт.).
— Я не понимаю, зачем нас бомбили все эти годы, — подчеркивает Александр Качанов. — Мы — мирный город, у нас нет военных — только жилые дома и социальные объекты. При обстрелах люди, конечно, паникуют, но вместе с тем присутствует огромная злость на тех, кто все это творит.
В школе директор Наталья Вадимовна Ткаченко показывает тот самый пострадавший класс на втором этаже, в стене зияет огромная дыра.
— В тот день пробило не только стену в классе, также пострадала крыша спортзала. И все окна выбило, все до единого. Двух учителей ударило взрывной волной — пострадали, но, к счастью, остались живы, — рассказывает директор.
К новому учебному году школу восстановят, заверяет Александр Качанов. Уже прибыли рабочие для проведения ремонтных работ. Они едут из России в формате шефской помощи — за российскими регионами закреплены города и населенные пункты ДНР.
— Россия выделяет гуманитарную помощь, автотранспорт, коммунальную технику. Но на строительстве рабочих рук не хватает — многие местные мужчины воюют в ополчении, — отмечает Александр Качанов. — Мы, конечно, старались все эти годы ремонтировать поврежденные при обстрелах объекты максимально оперативно за счет местного бюджета. Но сколько раз бывало, что только отремонтируем поврежденные дома, а через несколько часов снаряд прилетает в то же самое место. Как будто на той стороне за нами в бинокль подглядывают, издеваются… Помимо усталости от такой ситуации у людей огромная злость накопилась, поэтому мы с радостью и надеждой восприняли освободительную операцию.
Больница: врачей не хватает, на подмогу пришли российские
В местную больницу прямо сегодня прибыли врачи из Владимирской области. На помощь врачам Докучаевска.
— Я уролог-хирург. Окончил Ивановскую государственную медицинскую академию, живу и работаю во Владимире, — рассказал один из новоприбывших молодой доктор Артем Елизаров. — В ДНР вызвался ехать добровольно, услышав, что здесь не хватает специалистов. В зону боевых действий поехал впервые. Приехали сегодня 16 человек — хирурги, анестезиологи, медсестры. Будем работать.
Главный врач докучаевской больницы Андрей Еременко рад приезду коллег из России, говорит, что ждал с нетерпением, поскольку действительно проблема: травматологов в больнице нет вообще, хирургов всего четыре, анестезиолог один. Не хватает и медсестер. А пациентов везут очень много. Каждый день. Многие с минно-взрывными травмами, в том числе дети, вот сегодня привезли уже трех. Девочка за мячиком побежала — тут снаряд рядом разорвался, ребенка посекло осколками.
— Детям мы оказываем первую помощь, затем отправляем в детскую республиканскую больницу, — уточняет доктор Еременко.
Сельское хозяйство: урожай должен быть хорошим
Едем дальше. Теперь — к местным фермерам.
Местный житель Александр Федоров рассказывает о том, как его семья живет под обстрелами все эти годы:
— При сильных обстрелах хватаешь детей и бегом с ними в туалет. Это самое безопасное место в доме, как известно. Закидываешь их, сам падаешь сверху — закрываешь собой. Хотя головой понимаешь, что если прилетит в дом снаряд, то погибнем все. Перестает громыхать — каждый раз думаешь, что заново родился.
А пшеница в этом году уродилась знатная, поля колосятся. Но страшно за урожай. Не ровен час, не подожгли бы.
— Мы боимся таких диверсий, — вздыхает мужчина и благодарит сотрудников службы МЧС: — Два дня назад загорелся край поля. Соседи сообщили мне. Я позвонил в МЧС — буквально через пять минут примчалась машина, потушили быстро. И электрическая служба, и газовая, и МЧС молодцы, оперативно работают.
Опасная зона
В некоторых районах республики опасно ходить по траве и по лесу — они буквально усеяны неразорвавшимися минами и снарядами. Саперы разминируют пока населенные пункты, до остального руки не доходят. Это также отрицательно сказалось на сельском хозяйстве — опасные угодья не удалось засеять.
Об этом «МН» рассказал Иван Малай, глава администрации села Стыла Старобешевского района в ДНР.
— С 2014 года там, где активно велись боевые действия (а это почти весь наш район), неразорвавшиеся боеприпасы лежат до сих пор. Из 8 тысяч гектаров земель в районе примерно 3 тысячи заминированы. То есть люди, которым принадлежит эта земля, не могут ее обрабатывать. Саперы пока населенные пункты разминируют, до сельхозземель у них руки не доходят. Вот разминируют Мариуполь и другие близлежащие поселения, тогда, я надеюсь, и к сельхозугодиям приступят.
Еще одно больное место — дороги. Они разбиты по всей республике практически на 100 процентов тяжелой военной техникой. Восстанавливать, говорят чиновники, пока нет смысла, так как военные действия продолжаются.
— Есть населенные пункты, которые почти целиком разрушены. Например, соседнее село Петровское — там в 2014–2015 годах по одну сторону деревни стояли украинские военные, по другую — наши. Деревню, в которой до 2014 года было порядка 100 домов, украинская артиллерия практически сровняла с землей: осталось 4 дома, и живут там всего 7 человек, — резюмировал глава Стыльской администрации.
Виктория КАТАЕВА
Фото автора и ТАСС