Похоже, высокоскоростную железнодорожную магистраль в ответ на настойчивые требования жителей поселков и деревень, по которым она должна пройти, перенесут.
Наша газета вслед за еженедельником «Мир новостей» не раз поднимала болезненную для тверичан тему строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ-1), которая ставит под угрозу уничтожения более двадцати населенных пунктов.
Жителям местных деревень, протестующим против стройки «по домам и головам», похоже, удастся отстоять свои права.
Сельчане негодуют: о грядущем строительстве трассы они узнали совершенно случайно — по деревням стали ездить представители компании-подрядчика.
— Какие-то мужчины на машине-«буханочке». Мы их спрашиваем: а вы кто и зачем? — рассказывают жители. — Отвечают: «Да вот прикидываем, какие дома будем сносить первыми, а какие — позже». Так мы и узнали. Затем нашли в интернете на официальном сайте сельского поселения план проекта злосчастной ВСЖМ-1. Поняли, что магистраль пройдет прямо по нам — по нашим домам и жизням.
Тверичане не стали сидеть сложа руки в ожидании. Организовали своеобразный референдум по деревням: кто за ВСЖМ-1, а кто против. Результат предсказуем — против все. Если их не услышат и магистраль не перенесут подальше от населенных пунктов, грозят принять меры более кардинальные! Пикеты, протесты…
А впереди, осенью, между прочим, — выборы, накануне которых местной власти грандиозный скандал федерального масштаба ну совершенно не нужен.
— Строительство данного объекта — бомба замедленного действия, и не только из-за угрозы протестных пикетов, — говорит основатель коллегии адвокатов «Вербицкая и партнеры» Юлия Вербицкая-Линник. — Объясню, как проводится согласование подобных документов (разрешений на строительство крупного объекта, такого как ВСЖМ-1). Должны были провести общественные слушания, то есть согласовать проект с жителями, чьи интересы данная стройка напрямую затрагивает. Однако есть подрядчик (назовем его недобросовестным), он торопится поскорее проект согласовать и получить деньги. И у него нет ни времени, ни желания с жителями что-то согласовывать. Он (либо кто-то с его ведома) приносит вышестоящему начальству бумагу с условным списком жителей, условными же подписями и рапортует: мол, все согласовано, жители не возражают. Без подписей жителей документ не прошел бы на столь высокий уровень — к руководству РЖД. При этом сами жители, как мы выясняем, абсолютно не в курсе, что за них кто-то что-то подписал.
— Однако мы понимаем, что вышестоящее руководство приняло «честное слово» и бумажки с непонятными подписями на веру?
— У высоких руководителей уровень информации ограничен докладом подчиненных. У них же в работе не один данный объект, а десятки и сотни! В случае с утверждением проекта магистрали, полагаю, имели место обман и подтасовка документов — неким «чиновникам на местах» удалось убедить вышестоящее начальство, что проблем с жителями нет, а если и возникнут — уладим быстро. Над каждым начальником ведь тоже есть начальник и так вплоть до президента — искаженная информация идет по всей вертикали власти на самый верх.
Вот только тайное становится явным. Видимо, протестный вариант недобросовестному автору искаженной информации не пришел в голову.
— Допустим, строительство даже начнут. И тут же полетят иски в суд от жителей, не согласных идти под снос, — продолжает наша собеседница. — А суды — это первая, вторая, третья инстанции… согласование сумм — жители имеют право на компенсации за землю, за дом, за упущенную выгоду, за моральные страдания и так далее… Все это займет не месяц, не два, а учитывая количество недовольных жителей, растянется на годы. На это время стройка остановится, будет стоять… шесть месяцев, полтора года, два… С увеличением сметы, удорожанием в разы первоначальной стоимости, грозя превратиться в вечную стройку… Так что органам исполнительной власти уже сейчас, осознав (в том числе благодаря публикациям в СМИ) масштаб ситуации, быстрее и дешевле обойти проблемные участки. То есть пустить трассу в обход деревень, благо пустующей земли там достаточно.
Виктория КАТАЕВА
Фото автора