«На войне повезло, а сейчас точно убьет…»

Почему беженцы из Донецка оказались в условиях, когда и на малой родине никому не нужны, и в России — на птичьих правах?

 

Указ президента Владимира Путина о признании Россией документов граждан ДНР и ЛНР, безусловно, облегчит жизнь людям, проживающим на этих территориях. Но что мешает федеральным и местным властям обратить более пристальное внимание на тех, кто уже нашел убежище в нашей стране и пытается наладить новый быт?

 

Опустевший барак с провалившейся крышей встречает гробовой тишиной — в начале февраля отсюда уже съехали все, кому было куда податься. На дверях в квартиры висят амбарные замки, снег припорошил ступеньки.

Кажется, дом полностью опустел. Но нет, в одном из окон горит свет.

«Кто там?» — отзывается робкий женский голос на мой стук, и тут же открывается дверь: на пороге встречает простоватая женщина, а из-за нее на нас с любопытством выглядывает маленькая девчушка.

Нина Бондарева — одна из тех, кто остался в этом аварийном доме, который пару недель назад чуть не похоронил под своей кровлей его жителей. Трагедии не произошло только чудом — все, кто был дома тем субботним утром, успел выскочить на улицу. Нина Геннадьевна — в их числе.

— Всю зиму сверху шумы раздавались, — указывает она на крышу, которая обрушилась в паре метров от их стены, на комнату соседей. — А в последние дни треск был все громче. И вот…

Нина Бондарева с дочерью Екатериной, зятем Валерием и двухлетней внучкой Валей бежали сюда с Донбасса. Но прежде помыкались они и на российской земле, пока судьба не забросила их на Урал, в маленький городок Арамиль. Здесь, в городе-спутнике Екатеринбурга, живет их дальняя родственница, Оксана Старкова. Она-то, не долго думая, и пригласила Бондаревых в поселок Мельзавод, где у нее, как оказалось, есть квартира, пусть и в аварийном доме. Радости Бондаревых не было предела — они к тому времени уже получили все необходимые для беженцев документы.

— Мы очень благодарны местной власти за то, что в трудную минуту она протянула нам руку помощи и приняла у себя в городе, — говорит Нина Геннадьевна, добавляя, что планировали оставаться в Арамили надолго — им здесь нравится, дышится хорошо и большой город неподалеку.

Провалившаяся крыша отпечаталась рваной раной на сердце — «чудом же уцелели!» Женщина говорит, в то утро дочка с зятем и внучкой куда-то отлучились из дома, а она вышла насыпать хлеба в кормушку для птиц.

— Тут-то и рухнуло! — вспоминает она. — Грохот был такой — словами не передать. Я сразу подумала: «На войне не убило, так сейчас точно убьет».

К счастью, квартиру, в которой они живут, а также комнату их соседки трагедия обошла стороной. Возможно, спасло то, что минувшим летом кровлю этой части дома власти отремонтировали — лаги здесь постелены крепкие, поэтому выдержали нагрузку, не треснули.

Через полчаса после того, как крыша на доме «слегла», на место ЧП приехали правоохранители, спасатели и представители арамильской администрации. Спешно думали, что делать. Решили так: людей надо переселять. Всех жильцов — а в доме проживало пять семей, всего больше десяти человек — в тот же день отправили в хостел. Там люди провели двое суток и за это время почти все успели подыскать себе место для проживания до тех пор, пока администрация не предоставит им квартиры взамен тех, жить в которых уже невозможно и смертельно опасно.

Но Нине с Валерием, Екатериной и малышкой идти и ехать некуда, поэтому в понедельник, когда из хостела их «попросили», они вернулись обратно, «домой».

— Мы же тут не хозяева, а когда власти узнали, что у Оксаны тут неподалеку в собственности есть большой коттедж на 150 квадратных метров, то сказали, чтобы нас она забирала туда, — продолжают несчастные женщины свой невеселый рассказ.

У Оксаны Старковой — увы, свои семейные проблемы, связанные большей частью с буйным характером мужа. Пока трезвый — человек он спокойный, а как выпьет — никого на порог не пускает, даже жену родную, а что уж говорить о дальних родственниках…

— Конечно, я их не брошу, — уверила Оксана вашего корреспондента, хотя и не скрывала своего возмущения по поводу того, что чиновники администрации так любят заглядывать в чужой карман: дескать, если обязаны вместо аварийного жилья дать другое, пусть и не новое, но пригодное для жизни, так пусть выполняют! А есть у нее что-то в собственности или нет — не их дело.

Рассказывая про свою историю, Нина Геннадьевна вздыхает. По крови-то она русская: ее мать — уроженка Орловской области, поэтому и она, и вся ее семья себя всегда россиянами считали. Но оказались в условиях, когда и на малой родине никому не нужны, и в России — на птичьих правах.

 

Максим ГУСЕВ

собкор «НВ»

Свердловская область

Фото Олега БАЖУКОВА

 

NB!

 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Землячество донбассовцев распространило в сети Петицию с призывом к президенту России признать ДНР и ЛНР (документ к моменту выхода этого номера подписали более 15 тысяч человек). Только такой шаг, по мнению подписантов, даст возможность самопровозглашенным республикам самостоятельно развиваться.

А в минувший вторник у представительства Евросоюза прошел митинг, организованный Общественным движением «Антимайдан» при поддержке Донецкого и Луганского землячеств. Его участники скандировали лозунг «Нет — фашизму!», требовали у официального Киева отвести свои войска от границ ДНР и ЛНР, а Россию опять и опять просили признать их независимость. Робкий шаг навстречу чаяниям народа Кремль уже сделал (см. начало этой заметки), но народ ждет от власти и более решительных действий.

 

«На войне повезло, а сейчас точно убьет...»

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend