Почему даже по истечении 72 лет после окончания войны с фашистской Германией подземные хранилища с награбленными нацистами национальными богатствами страны остаются невскрытыми.
Напомню, что в период немецкой оккупации из российских городов, поселков, сел и деревень структурами Третьего рейха были вывезены 75–80% национального культурного и исторического наследия. До двух третей достояния страны (на 1941 год) до сих пор находятся в многочисленных нацистских подземных хранилищах северной части бывшей германской провинции Восточная Пруссия.
Действительно, в ходе Восточно-Прусской стратегической наступательной операции воины Красной армии нередко замечали в имениях бывшей немецкой провинции технику, предметы быта, произведения искусства и другое имущество из советских республик. По данным армейской разведки, суточные перевозки в Восточную Пруссию с июля 1941 по июль 1944 г. составляли в среднем 228 эшелонов (без учета воздушных и морских перевозок).
Уже в конце апреля 1945 года различные ведомства СССР начали на территории нынешней Калининградской области поисковые работы, но их отличало одно качество — недостаточность и неточность производимых работ. К примеру, глубина самого большого вырытого котлована составила 8 м при глубинах залегания нацистских тайников от 10 до 30 м. Из документов и показаний свидетелей широко известны места расположения подземных хранилищ в Калининграде, в Балтийске, на полуострове Бальга и других. Последняя государственная экспедиция Минкультуры РСФСР с участием Государственного исторического музея и КГБ СССР закончила работу в 1983 г. с весьма скромными результатами.
Помочь в решении этой застарелой проблемы и решило наше поисковое объединение «Белый поиск» в 2006 году. Мы обнаружили и зафиксировали на карте области десятки нацистских тайников и стали обращаться в различные заинтересованные организации с просьбой оказать нам организационную и финансовую поддержку — ведь вскрытие таких объектов требует немалых средств. Однако вместо готовности помочь, получали и продолжаем получать откровенные отписки.
Кто-то лживо «принимает письмо к сведению», кто-то советует обратиться в Минкультуры России и Калининградской области, Росохранкультуру и Службу государственной охраны объектов культурного наследия области, кто-то называет нацистские тайники… «объектами культурного наследия народов РФ» и рекомендует провести археологические раскопки… А администрация городского округа «Город Калининград» договорилась до того, что искать … нечего, т.к. «в период 1960–1990 гг. было проведено более 50 специальных экспедиций, фактически полностью обследовавших территорию Калининграда и его пригородов», отказываясь принимать во внимание сотни устных и письменных свидетельств о захоронениях ценностей нацистами.
Такой разнобой в ответах красноречиво говорит об элементарной некомпетентности и косности многих чиновников, их нежелании копаться (в том числе — в прямом смысле) в этой старой проблеме.
Надо отдать должное органам Союзного государства Беларуси и России. Так, Минкультуры РБ на словах поддержало наши предложения, но при условии согласования с российским Минкультом, которое не было получено. Спонсоры, инвесторы, меценаты, общества и культурные фонды также оказались равнодушны к утраченному тысячелетнему наследию народа. Мы пробовали обращаться в Общественные палаты РФ и области, к отдельным их членам. Ответа от них мы не получили. Наш вопрос был рассмотрен на заседании рабочей группы по культуре ОПКО, она постановила обратиться за помощью в один из музеев области, но никаких действий и ответа с её стороны не последовало. Ни одна политическая партия РФ даже в предвыборные периоды не поддержала наши инициативы.
Если анализировать причины провала возвращения российского достояния из нацистских хранилищ в Калининградской области, то можно указать на системные объективные и субъективные обстоятельства, на неполноту законодательства РФ. И всё-таки я склоняюсь к выводу, что корни неудач лежат в равнодушии к национальным культурным ценностям, в нежелании работать, непоследовательности, безразличии и нечестности конкретных людей. Равнодушные к национальному наследию заняли позиции по одну сторону баррикад с откровенными врагами современной России, стремящейся стать вновь великой и сильной державой.
В таких условиях уже не удивляют проявления неоварварства и бескультурья, потери исторической памяти, национальной идентичности и патриотизма в обществе. А ведь возвращение утраченного наследия стоимостью до 40 триллионов рублей может стать неплохим подспорьем для социально-экономического развития страны и региона в непростой период. Для решения проблемы вскрытия нацистских хранилищ необходимы достаточно простые условия — желание и политическая воля. Пора уже нам стать настоящими хозяевами этой земли и узнать, что в ней находится.
Николай ШУМИЛОВ
руководитель поискового объединения «Белый поиск»
член регионального отделения «Русского географического общества»
КАЛИНИНГРАД