Китай вовсю исследует недоступную нам обратную сторону Луны. А что же Россия?
Ушедший год вскрыл дополнительно множество проблем отечественной космонавтики. Однако, вопрос, что и как делать, остался пока без ответа. Стоит ли ждать адекватного ответа на современные вызовы или падение превратится в затяжной штопор?
Катастрофы, скандалы, расследования
2018 год стал одним из самых неудачных в истории российской космонавтики — ее постоянно преследовали катастрофы, скандалы, расследования. Большинство проблем возникали как будто ниоткуда. Чехарда с решениями на какую ракету делать ставку — Союз-5, Ангару, Федерацию. Кадровая свистопляска в самом Роскосмосе. Увольнения, уголовные дела, растраты, воровство. Международный скандал на ровном месте с дыркой на МКС, расследование которого хотят засекретить по непонятным причинам. Видимо, одна из версий из озвученных Дмитрием Рогозиным, что дырку просверлил Пушкин, так и останется самой правдоподобной.
Неудивительно, что Роскосмос не пинал только ленивый. Заявление главы Счетной палаты Алексея Кудрина о беспрецедентных хищениях, Минфин говорит о чудовищной неэффективности госкорпорации, Генпрокуратура завела 16 уголовных дел. Это малая часть негатива и не сказать, что эта критика не заслужена. То, что родина земной космонавтики испытывает некоторые проблемы было ясно давно. Просто вдруг высветилось все то, на что долгое время не обращали внимания.
Темная сторона Луны
Особенно печально выглядит ситуация в сфере исследования космоса и науки. С падением исследовательской межпланетной станции «Фобос-Грунт» на этом фронте царит мертвый штиль. Модуль «Наука» для МКС — мистический долгострой Роскосмоса с 1995 года — в очередной раз перенесли еще на год. Откладывается и старт международной космической орбитальной обсерватории ГАММА-400.
Научных достижений фактически тоже нет, даже там, где они должны быть. По данным портала Web of Science, Россия уступает по количеству научных публикаций, связанных с МКС США, Германии, Японии и даже Италии. И это несмотря на то, что на ней постоянно находятся два наших космонавта, но видимо они задействованы по-другому. Например, они семь с лишним часов (!) в открытом космосе ищут дырку в обшивке «Союза». В своем роде тоже эксперимент. Те, кто смотрел прямую трансляцию этого действа, согласятся, что зрелище было бессмысленное и беспощадное к здравому смыслу и самим космонавтам.
На сегодняшний день в активе у России всего лишь два научных спутника на околоземной орбите, а вот межпланетных аппаратов не было с 1988 года. И не предвидится.
— «Радиоастрон» 2011 года запуска, пожалуй, единственный более-менее состоявшийся научный проект последних лет, — говорит Вадим Лукашевич. — А теперь посмотрите новостные ленты на тему космоса. России там фактически нет, а если и есть, то лучше бы не было. То собачку топят, то авария, то Рогозин расстреливает конструкторов в стиле Сталина, слава богу, пока только на словах. Не такой пиар нужен Роскосмосу, совсем не такой…
А мировые новости впечатляют. В 2018-м году произошло несколько знаковых событий. Это китайский луноход, гордо шлющий цветные репортажи на Землю, это ставшей уже дежурной посадка исследовательского аппарата Insight на Марс, сближение японского зонда Хаябуса-2 и американского OSIRIS-Rex с астероидами, начало работы телескопа-охотника за планетами ТЕSS, космический зонд Parker Solar Probe долетел до солнца, а также эффектные запуски ракет Falcon Heavy и Electron. И, конечно, старт китайской автоматической станции Чанъэ-4 с луноходом на борту, которая в январе совершит первую в истории человечества посадку на обратной стороне Луны.
Слово и дело
В опубликованном отчете «Роскосмоса» за 2017 год говорится о том, что по плану доля российского экспорта ракетно-космической техники должна была составить 24,5% от мировой, но по факту этот показатель составил 8,5%. В документе также указано, что «Роскосмос» должен был запустить 25 космических аппаратов, но запустил только 17.
По версии госкорпорации виноваты в этом — санкции, падение рубля и демпинг Илона Маска. В списке причин явно не хватает папы Римского. Наверное, его приберегли на отчет за 2018 год, который будет явно печальнее предыдущего.
С результатами не очень, зато с обещаниями все в порядке. Планов, как обычно, громадье.
Рогозин и компания обещает в очередной раз удвоить количество пусков, создать лунную транспортную систему за «шесть-семь» лет, туристов на Луне, вторую очередь скандально известного космодрома «Восточный», предоставить новую концепцию освоения спутника Земли и сократить персонал на 15%.
Увеличить количество пусков планировали и в 2018. В полтора раза. Не получилось. Может быть получиться в наступающем году?
— Теоретически это возможно, — размышляет Вадим Лукашевич. — Если Роскосмос достроит все «Протоны», а их около десяти штук и запустит их вместе с уже готовыми ракетами, то тогда получится удвоить количество пусков, — считает независимый эксперт Вадим Лукашевич. — Но практически это маловероятно.
Из всех обещаний они досрочно сдали концепцию освоения Луны до 2040 года — бумага она все стерпит и, думается, безусловно, справятся с сокращением персонала. И это при том, что люди в космическую отрасль не идут. О чем тут говорить, если даже набор в космонавты пришлось продлевать. И это на родине Юрия Гагарина.
Лунный гектар
Китайцы осваивают теперь не только нашу Сибирь, но и некогда нашу Луну, где путешествовал знаменитый «Луноход-1». А мы даже не делаем хорошей мины при плохой игре.
— Лететь на Луну, чтобы просто посмотреть летали ли американцы на спутник Земли, как заявлял руководитель Роскосмоса — бессмысленное и слишком дорогое удовольствие, — говорит Вадим Лукашевич. — По-сути, программа по освоению Луны сейчас выглядит как способ залить деньгами все проблемы Роскосмоса с неясным перспективами.
Директор Института космической политики Иван Моисеев считает, что лунная программа обойдется России примерно в 150 миллиардов долларов. При ежегодном бюджете Роскосмоса в два миллиарда несложно подсчитать, что с таким финансированием российская база на спутнике Земли будет только к концу века. Один только проект создания супертяжа «Ангара — Союз» под лунную программу оценивается в 1,5 трлн рублей. На минуту, вся Федеральная программа на 2016–2025 годы оценивается в 2 триллиона рублей.
Продлевать будете?
Еще один поворотный момент, касательно Китая. Эта страна впервые вышла на первое место по количеству запусков ракет. Россия долгое время опережала конкурентов. Так, в 2014 году ей удалось провести 32 запуска, а в 2015-м — 27. В 2016 году Россия уступила лидерство США и Китаю. Она осуществила только 19 пусков, тогда как Китай и США поделили первое место, выполнив по 22. В 2018 году у России было 17 орбитальных пусков, один из них завершился неудачей. А вот Китай провел 35, а США 30.
Кстати, впечатляющий рывок китайской космонавтики странным образом оказались нам на руку.
— США решило продлить миссию МКС до 2028 года, — говорит Вадим Лукашевич. — Причина — планы Поднебесной о создании своей орбитальной станции. И если бы проект международной космической закрыли, то Америка и Европа оказались бы в неприятной ситуации, когда у Китая оказалась бы единственная в мире орбитальная станция. Этого Трамп допустить, конечно, не мог.
Несмотря на тяжелый кризис, есть и положительные моменты. Болото, в которое превратилось космическая отрасль, всколыхнулось. Началось широкое общественное обсуждение и зашевелились эксперты, сам Роскосмос. И что самое главное, на государственном уровне начали осознавать, что с космосом надо что-то делать.
Пока еще не видно четкой стратегии за счет чего и как это все предстоит делать, но определенные шаги — уже неважно удачные или неудачные — предпринимаются.
Потенциал российской космонавтики все еще достаточно высок. Мы по-прежнему лидеры в области ядерных космических двигателей, разработка которых выходит на финишную прямую, а это ключевой вопрос в освоении дальнего космоса.
Вячеслав СТЕПОВОЙ
Фото: K.SINA.CN,
ТАСС/М. Лысцева
NB!
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ. РКК «Энергия» подтверждает, что может создать новый космический корабль «Федерация» и параллельно модернизировать для полетов к Луне корабль «Союз», заявил журналистам в пятницу глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин (считающий, кстати, название «Федерация» неприемлемым. — Ред.). До этого, по словам Рогозина, в «Роскосмосе» «очень сильно сомневались в реализуемости этого проекта», потому что до последнего времени РКК «Энергия» ставила госкорпорацию перед фактом: либо новый транспортный пилотируемый корабль, либо глубокая модернизация «Союза» для облета Луны.
Глава «Роскосмоса» отметил, что модернизация «Союза» потребует усиления радиационной и теплозащиты, чтобы возвращаться к Земле со второй космической скоростью.