Скорей всего, избранному президенту, чтобы удержаться, придется реформировать власть, помешивая той же ложкой в том же котле
Итак, выборы прошли. Голоса подсчитаны. У страны новый президент – все тот же Путин. Время подвести итоги и извлечь уроки.
Были ли нарушения при подсчете голосов? Безусловно, были – механизм обмана, запущенный и отлаженный при выборах в Думу, продолжал крутиться, даже когда в этом не было необходимости. Легитимен ли президент Путин? В этом нет сомнений – даже если контора Чурова пририсовала ему 20 процентов голосов, он и без них набрал бы больше половины. А не набрал бы – наверняка победил бы во втором туре, да еще с огромным перевесом.
Миллионы людей шли на выборы под лозунгом «Любой, кроме Путина». На второй тур они пошли бы под лозунгом: «Любой, кроме Зюганова», ведь у «жирного Зюзи» не было никаких шансов. Так что, если при парламентских выборах жульничество дало «Единой России» хоть шаткое, но большинство, при президентских оно ничего не решало.
Однако не все так просто.
Выборы – это не только бюллетени в прозрачных урнах, это, прежде всего, острая предвыборная кампания. Вот она-то была какой угодно, только не честной. Кандидат власти вопреки мировой практике в дебатах не участвовал. Но на ТВ он занимал больше места, чем все соперники, вместе взятые. Ему не пришлось отвечать на трудные вопросы, объяснять провалы последних двенадцати лет. Остальные претенденты в прямом эфире мазали друг друга дегтем, а Путин в это время летал по стране, трогательно (и под объективы телекамер) заботясь о рядовых россиянах. Вместо него в дебатах участвовали доверенные пешки. Они с треском проваливались в любой полемике, однако это роли не играло – ведь груз позора принимали на себя Нарочницкая, Говорухин и сладкоречивый Михалков, а вовсе не Путин. Подставные фигуры дружно падали в лужу, но брызги грязи до хозяина не долетали.
Зачем сегодня, когда поезд ушел, обо всем этом вспоминать? Затем, что выборы эти в России не последние. Видимо, в закон необходимо ввести жесткий пункт: кандидат, отказавшийся в публичных дебатах защищать свою программу, из списков вычеркивается. Народ не должен выбирать кота в мешке!
Ну, а главный вопрос: что дальше?
Сторонники избранного президента уверяют, что «новый Путин» учтет все прошлые ошибки, проведет реформы и, наконец, выполнит то, что постоянно обещает Жириновский: поднимет Россию с колен. Дай-то Бог! Но надежд, скажу прямо, не много. Не потому, что Путин чего-то не понимает – все понимает. Не потому, что не любит собственную страну – любит, как всякий нормальный россиянин. А потому, что может он далеко не все. Он ведь опирается не на народ, в массе своей равнодушный к политике, не на импотентный парламент. Его единственная реальная опора – мощная корпорация силовиков, в основном, выходцев из госбезопасности.
За последние двенадцать лет члены этой корпорации колоссально обогатились. И они согласятся только на те реформы, при которых из их кошельков не выпадет ни один доллар. А недовольные силовики не пойдут митинговать на Болотную площадь, они привыкли реагировать на обиды иначе.
Так что, скорей всего, президенту, чтобы удержаться, придется реформировать власть, помешивая той же ложкой в том же котле.
Тем не менее, надежда на лучшее все же есть. На третье место в России, а в Москве и Питере на второе, вышел новый в политике человек – Михаил Прохоров. Видимо, люди перестают верить тем, кто обещает справедливо делить богатства страны: ведь если работать лениво и безграмотно, делить будет нечего. Богатства страны создает бизнес, политики не создают ничего. И народ живет хорошо там, где хорошо живется бизнесу.
Похоже, люди начинают это понимать. За Прохоровым, единственным из претендентов, не стояла ни одна партия – он на выборах шел один против всех. Все государственные каналы, а иных у нас нет, без конца поливали его грязью. Тем не менее, он сумел войти в «призовую тройку».
Россия устала от вранья, от «жуликов и воров», от корыстных чиновников и продажных судей. Как она будет от всего этого избавляться – вместе с новым президентом или вопреки ему? Скоро увидим.
Леонид ЖУХОВИЦКИЙ | писатель | обзреватель «НВ»