За грехи современного спорта расплачивается мальчишка из барака.
За шумной кампанией в федеральных СМИ, вызванной допинговым скандалом вокруг олимпийской сборной России, полностью потерялся вопрос — что же, все-таки, делать с допингом? И — кто виноват?
Хотя с этим, слава Богу, полегче. Виноват тот, кто наказан. Ни единого тренера, ни единого чиновника кара не настигла. Наказаны только сами спортсмены.
Конечно, можно сказать — сам виноват, никто запретную таблетку силой в рот не впихивал. Но не так все просто. Известно, что допинг калечит здоровье, провоцирует болезни, сокращает жизнь. А ведь атлеты олимпийского уровня разумные люди и себе не враги. Неужели они идут на такое саморазрушение?
Да, идут. И совершенно сознательно.
Дело в том, что за допингом стоят деньги. Большие деньги. Для некоторых — просто огромные.
Короли спорта, за редчайшими исключениями, выбиваются из низов, из убожества, из нищеты. Для многих знаменитых боксеров, штангистов, бегуний и прыгуний великие победы оказались единственной возможностью вырваться из бедности, помочь больным родителям, дать образование сестренке или братишке. Ради такой цели ребята способны — и готовы! — на многое. В том числе, и на допинг.
Да, проклятые таблетки сокращают жизнь на пять, а то и на десять лет. Но у парнишки из барака, которого научили в спортивной секции неплохо драться или высоко прыгать, свои прикидки. И выбор такой: протянуть семьдесят лет в бараке или прожить куда меньше, но по-человечески: иметь квартиру в хорошем районе, ездить на «БМВ», отдыхать на знаменитых курортах, а из знакомых девчонок выбирать самую симпатичную? Что он предпочтет?
Ну, понятно — что. Но почему друг и наставник, мудрый тренер, вовремя не остановил неопытного питомца? Так ведь тренер тоже человек. И вся его карьера, все благосостояние, все будущее детей напрямую зависят от того, какие секунды, сантиметры или килограммы осилит старательный ученик. Тут они единомышленники. И для обоих допинг незаменимый помощник на жизненном ристалище. Горько — но это так.
Я не оправдываю допинг — для меня здоровье спортсменов дороже любых медалей и даже престижа страны. Я просто не хочу, чтобы за грехи современного спорта расплачивался в одиночку мальчишка из барака.
При всем при том, с допингом, так или иначе, придется покончить. Хотя бы по причинам этическим.
Нельзя не учитывать и еще один резон, уже государственный. Через два года у нас должен проходить чемпионат мира по футболу. Понятно, что стране победившего допинга такой спортивный праздник не доверят никогда. Вывод очевиден: с допингом в России надо покончить быстро, решительно и прилюдно. Как это сделать?
Вот тут, к сожалению, очень долгая пауза. Не знаю. Не специалист.
К счастью, в России есть люди, которые знают, которые как раз специалисты. Я имею в виду, только не смейтесь, депутатов Государственной Думы. Не всех, конечно, не всех. Я вальяжных господ из Охотного ряда уважаю очень умеренно: слишком много нелепых законов приняла прошлая Дума. Но ведь среди тех, кто без особых размышлений послушно нажимает на кнопки, есть не так уж мало наших кумиров, многократных чемпионов и рекордсменов. Так уж вышло, что парламентские партии всячески зазывают к себе знаменитых спортсменов, чьи блистательные имена украшают и облагораживают серые списки кандидатов. А борцы, пловцы и штангисты охотно соглашаются на роль свадебных генералов. Пусть кто-нибудь другой бросит в них камень! По-человечески их вполне можно понять: зарплата огромная, а риска никакого: в отличие от бегуньи или боксера, депутата Законодательного собрания никто не обгонит и не нокаутирует. Работа, что называется, не пыльная.
Но бывают моменты, когда в толпе не спрячешься, когда прошлая слава грозно зовет к барьеру. В сфере спорта нет людей опытней и авторитетней, чем Ирина Роднина, Светлана Журова, Александр Карелин, Николай Валуев. Кому, как не им по силам разобраться и в допинге, и в прочих проблемах спорта? Нужно только собраться вместе и задать себе очень простой вопрос: «Кто, если не мы, и когда, если не сейчас»?
А мы будем за них болеть, как не болели никогда раньше.
Леонид ЖУХОВИЦКИЙ
писатель, публицист