За восемь лет на субсидирование жилья для госслужащих бюджет ухнул более 30 миллиардов рублей. Не пора ли эту лавочку закрыть?
«Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…» — как мы помним, именно такие слова в адрес москвичей произнес персонаж бессмертного романа Михаила Булгакова.
Очутись Воланд со своей свитой не в Москве, а, скажем, в Пензе или Урюпинске, он наверняка сказал бы то же самое о тамошних горожанах. Однако если б «дух зла и повелитель теней» лучше знал наши сегодняшние реалии, пожалуй, не стал бы обобщать. Есть счастливчики, за которых квартирный вопрос решает государство.
На минувшей неделе профильный комитет Госдумы одобрил поправку к бюджету, согласно которой за следующие три года 9,5 млрд казенных рублей будет выделено на квартиры чиновникам. Напомним, программа субсидирования жилья для госслужащих существует с 2009 г. За восемь лет на эти цели, по данным РБК, бюджет ухнул более 30 млрд рублей.
Субсидию на улучшение жилищных условий могут получить чиновники со стажем госслужбы не менее трех лет. Денежки им капнут в том случае если госслужащие не имеют собственной жилплощади или живут в квартирах, где общая площадь в среднем составляет менее 15 кв. м на человека. Однако высокопоставленные чиновники получают субсидии без учета каких бы то ни было ограничений — по мановению длани вышестоящего начальства. В Москве, по данным Минфина, размер субсидии в последние годы составлял 5–6 млн рублей. Апартаменты за такие деньги не купишь, но «двушку» подальше от центра — можно. Самое же главное достоинство субсидий заключается в том, что их не надо возвращать — это подарок, материальная помощь от государства. Конечно, не каждый служивый может рассчитывать на щедрый дар. Тут мало одной работы — надо попасть на глаза начальнику, подольститься к нему, доказать свою незаменимость, обойдя коллег-конкурентов. В общем, предстать умелым и ловким царедворцем. А это искусство не каждому дается.
Понятно стремление властей предержащих помочь «своим». Однако вопрос все равно возникает. Не слишком ли много развелось способов такой помощи за счет казны? Чиновники ведь — люди по преимуществу вовсе не бедные. Средняя зарплата федеральных госслужащих превышает 100 тыс. рублей. Так почему бы им самостоятельно, как всем прочим гражданам, ни решать квартирный вопрос? А если уж государству и подключаться, почему это «подключение» должно носить безвозмездный характер? Чиновникам могли бы выдавать беспроцентную ссуду, вычитая энную сумму из их зарплат. Это ведь тоже было бы большим подспорьем.
Как сегодня большинство соотечественников решает квартирный вопрос? Берут в банке ипотечные кредиты. В Москве такие кредиты выдают нынче в среднем под 10%, а первоначальный взнос составляет 20% от общей суммы. Жестко? Конечно, учитывая цены на рынке недвижимости и падение доходов граждан РФ, продолжающееся четвертый год подряд. Но что поделаешь? Собственное жилье не прихоть, а жизненная необходимость. Человеку ведь, в отличие от «князя тьмы», другие измерения, кроме пресловутых «квадратов», недоступны. Вот и приходится крутиться, что называется, на грани фола.
Демонстрируя трогательную заботу о далеко не самых бедных гражданах, власть подчас забывает о самых бедных и беззащитных. Например, Счетная палата в ходе проверки выяснила, что государство ненадлежащим образом выполняет программу обеспечения жильем детей-сирот. Квартиры или комнаты для них приобретаются, но используются зачастую не по назначению.
Неужели для того, чтобы по справедливости решить квартирный вопрос, нашему социальному (по Конституции) государству требуется вмешательство потусторонних сил?
Максим ГРЕГОРОВ