Пока российские власти гадают, как остановить неконтролируемый оборот контрафактного алкоголя, ушлые предприниматели продолжают производить суррогатное пойло.
Аналитики Высшей школы экономики утверждают: 40 процентов горячительных напитков в России — контрафактные.
«Виски» из подсобки
Нередко водку, «коньяки», «виски», «ликёры» нелегальные мигранты разливают в антисанитарных условиях в подсобках, гаражах, ангарах, бывших колхозных свинофермах и коровниках, снятых в наём особняках. Акцизные марки наклеивают на бутылки вручную. Но теневые бизнесмены всё чаще отказываются от кустарного производства и переходят к промышленному, высокотехнологичному. Используют новейшее оборудование, чаще всего, завезённое из-за рубежа.
При этом из кожи вон лезут, чтобы производимое кустарным способом пойло не уступало по своему качеству легальному алкоголю. И многие, надо признаться, добиваются своей цели. А так как теневики не платят акцизы, налоги, то их торговый навар в два-три, и даже в десять раз (если используются отвары трав и красители) превышает доход честных производителей. Вот почему хозяева и малых магазинчиков, и солидных супермаркетов охотно торгуют контрафактом.
Фирма веников не вяжет…
Подпольные водочные заводы правоохранительные органы выявляют по всей стране. Только что закрыты в Мантуровском районе Курской области, в Раменском Московской. Но нет им числа…
51-летний Сахрад Гусейнов осенью прошлого года открыл первоклассный водочный завод в глубинке — в деревне Островцы Раменского района. Организовал незаконный приезд иностранцев для работы на новом предприятии. И запустил конвейер. На тихой сельской улице начали сновать автомобили с государственными номерами столицы, Подмосковья, ближних и дальних областей. Покупатели рассчитывались за товар наличными денежными купюрами, предприниматель уставал подсчитывать их. Богател не по дням — по часам.
Нелегальный завод действовал у всех на виду. Лишь в январе 2017-го в Островцы, наконец, нагрянули полицейские. Обнаружили, что к отправке были готовы двадцать с половиной тысяч бутылок крепкого «пойла» известных торговых марок. С наклеенными федеральными специальными марками акциза. Поддельными.
Деревня гадала: возьмут служивые люди под белы руки шустрого Сахрада? Или он, как и многие его соплеменники в таких случаях, отделается копеечным штрафом и перевезёт оборудование в соседнюю глухую деревню? Островцы не сомневались: Гусейнов не стал бы тратиться на завод, что называется, с иголочки, предварительно не подведя под него надёжную крышу.
Гусейнова всё-таки, несмотря на обилие деревенских скептиков, взяли. Он и сегодня под стражей. А на днях Раменская городская прокуратура утвердила и направила в суд обвинительное заключение по уголовному делу водочных дел короля. «Дело в отношении соучастника Сахрада в этом преступном деянии выделено следствием в отдельное производство», — сообщила корреспонденту «НВ» прокуратура Московской области.
Против Гусейнова выдвинут букет обвинений. Это и производство, хранение немаркированной продукции в особо крупном размере, и незаконное предпринимательство, и использование поддельных специальных марок, а также чужих товарных знаков, и организация незаконного пребывания в России иностранных граждан в целях совершения преступления. Статьи Уголовного кодекса РФ сулят Гусейнову места не столь отдалённые.
Проблема c бородой
Разговоры об очищении рынка алкоголя от контрафакта ведутся не один год. Наша газета рассказывала, в частности, о «парламентском часе» в Совете Федерации («Слёзы от «Русской берёзы», номер от 15 декабря 2015 года). Тема обсуждения была актуальная, на злобу дня «О состоянии и тенденциях развития алкогольного рынка в России». Александр Хлопонин, заместитель председателя правительства РФ, глава правительственной комиссии по регулированию алкогольного рынка сказал: «Надо установить полный контроль государства над производством пищевого спирта. Сегодня его производят 44 легальных завода и 33 — лишённых лицензии. В результате, 60 процентов алкогольной продукции, производимой в стране, имеет сомнительное происхождение».
Прения были бурными. Говорили и о том, что «выявленные подпольные заводы не закрываются», и что «против теневиков возбуждаются единицы уголовных дел», и о том, что давно пора установить монополию государства на алкоголь, как было в царское и советское время.
Словом, разговоры о наведении порядка на рынке алкоголя ведутся давно, в самых высоких коридорах власти. А Гусейнов слушает, да ест. Точнее — наливает.
Юрий МАХРИН