Прощай, Чарли!

Четверть века назад закрылся известный во всем мире пограничный пункт, разделявший Берлин на две части.

 

22 июня 1990 года немецкие власти официально завершили работу берлинского контрольно-пропускного пункта «Чекпойнт Чарли».

 

Свободное движение людей и транспорта вновь стало возможным в том месте, где в августе 1961 года друг против друга встали американские и советские танки, и где граница, проведенная между улицами одного города, стала трагическим символом разделенной Германии.

Возведенный в центре Берлина КПП быстро превратился в арену противостояния западных государств и тогдашнего СССР, хотя официально границу контролировали власти ГДР.

Кстати, мало кому известно, что КПП «Альфа» и «Браво» также существовали: первый на сегодняшнем автобане А2 в Helmstedt-Marienborn, а второй — на въезде в Западный Берлин в районе Dreilinden — Drewitz. Однако именно «Чекпойнт Чарли» вошёл в историю, хотя пересекать границу здесь мог лишь строго ограниченный контингент лиц. С запада на восток и обратно разделённую улицу Фридрихштрассе было позволено проезжать только сотрудникам иностранных дипмиссий, военных администраций, иностранцам, а также функционерам ГДР.

Самым трагическим событием, произошедшим у КПП, стал неудачный побег из «восточно-германского рая» 17 августа 1962 года 22-летнего каменщика Петера Фехтера. При попытке перелезть Берлинскую стену молодой человек был ранен пограничниками ГДР и около часа истекал кровью, так как американцы не решались забрать его на свою территорию. В итоге Петер Фехтер умер от потери крови (после объединения Германии его убийцы, два пограничника ГДР, получили условные сроки заключения. — Ред.).

Ещё одна громкая история произошла у КПП в 1974 году, когда полицейский из ГДР Буркхард Ниринг взял в заложники сотрудника паспортного контроля и был убит при попытке бегства. 29 августа 1986 года трём гражданам Восточной Германии действительно удалось преодолеть укреплённую границу, протаранив ее на семитонном самосвале. Самым последним беженцем через «Чекпойнт Чарли» стал уроженец города Карл-Маркс-Штадт Ганс-Петер Шпицнер, который вместе с дочерью пересёк границу 18 августа 1989 года, спрятавшись в багажнике автомобиля американской военной миссии.

В период с 1961 по 1989 годы восточно-германские власти много раз укрепляли границу в районе КПП. Сначала Берлинская стена здесь, как и по всему периметру, была каменной, а потом была заменена на железобетонную. Накануне падения Стены её внешняя высота состояла из бетонных блоков высотой в 3,6 метра. Однако граница здесь не заканчивалась: за стеной следовали ещё и забор из металлической сетки, специальная контрольная полоса и линия освещения. Кроме того, за линией освещения был ров, призванный предотвратить проезд автомобилей, а затем уже — дорога для военных колонн. На территории ГДР была протянута колючая проволока, а за ней находились наблюдательные вышки для пограничников.

На торжественную церемонию закрытия КПП «Чекпойнт Чарли» 22 июня 1990 года, которая была обставлена как памятное мероприятие, прибыли представили американской, британской и французской военных администраций. Официальные лица из СССР на церемонии, прошедшей под звуки знаменитого берлинского марша «Das ist die Berliner Luft» Пауля Линке, не присутствовали. Сегодня о бывшем пограничном переходе напоминает работа художника Франка Тиля с портретами американского и советского солдата, которые смотрят друг на друга.

 

Оксана ВОЛКОВА

собкор «НВ»

БЕРЛИН

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend