Они были первыми

Двадцать лет назад Объединённая группировка российских войск приступила к штурму Грозного, занятого чеченскими сепаратистами. В числе первых в схватку с боевиками вступили морпехи Балтийского флота.

 

О тех событиях в последнее время не пишут и не говорят, все больше по телевизору показывают утопающий в богатстве Грозный. Но война в Чечне, какой бы она ни была, осталась открытой раной в душах тех, кто прошел по ее дорогам.

 

«Сегодня ровно месяц, как мы в этом аду. Поступила команда прекратить огонь, открывать только ответный… Личный состав у нас золотой. Ребята как один рвутся в бой. На таких людей нужно молиться».

Такую запись 8 февраля 1995 года сделал в своей записной книжке гвардии полковник Валерий Пакшин, заместитель командира гвардейской орденов Суворова и Александра Невского бригады морской пехоты. Эту небольшую, в четверть тетрадного листа, записную книжку во время боев за Грозный замкомбриг постоянно носил в кармане. Нынче же — так уж получилось — она хранится у меня.

В истории этого соединения было много памятных дат. А 20 лет назад, в январе 1995 года, была вписана еще одна, на этот раз скорбная страница. В ожесточённых боях в центре Грозного погибли 16 балтийцев. Старшему из них, Герою России гвардии майору Евгению Колесникову, был тридцать один год. А пятерым матросам незадолго до этого черного дня исполнилось лишь по восемнадцать. Всего же за две командировки на Кавказ в 1995 году Балтийский флот потерял 46 человек…

Их память была увековечена в мемориале, открытом на территории бригады морской пехоты в Балтийске, а также в моей книге «Морская пехота Балтики. Слава и память», вышедшей в Калининграде в 2000 году.

…Перебираю папку с документами, не вошедшими в книгу, рассматриваю фотографии, сделанные моим однокурсником, полковником Виктором Хабаровым в Грозном. Молодые, улыбчивые лица. Многим из пехотинцев нет еще и двадцати. Сегодня им было бы уже по сорок…

Гвардии младший сержант Виталий Степанов и гвардии сержант Алексей Тайков первыми открыли скорбный список балтийской морской пехоты на чеченской земле. В ночь с 15 на 16 января погиб матрос Серов.

Самым же черным днем для морпехов, как и для всего Балтийского флота, стало 18 января 1995 года. В тот день в ожесточенных боях в Грозном балтийцы понесли самые ощутимые потери. Герой России гвардии полковник Александр Даркович, командовавший в Грозном батальоном, передал мне схему действия батальона при штурме города в районе улиц Ленина — Орджоникидзе. На этой схеме обозначены места гибели его боевых товарищей.

Глава муниципального образования «Ломоносовский район», Герой России Дмитрий Полковников, очень хорошо помнит и сегодня, как погиб его друг Евгений Колесников.

Именно группе Колесникова было поручено выбить в тот январский день боевиков из здания, которое являлось ключевым на пути к дворцу Дудаева. На самом опасном направлении повел свой взвод «афганец» Женя Колесников. Неожиданно ударили дудаевские пулеметы, прижав морпехов к земле. Атака сорвалась. И тогда первым поднялся командир.

Более шести часов шла ожесточенная схватка за тело Колесникова, и в конце концов отбили его. А тот злополучный дом взяли. Гвардии майор Евгений Колесников, награжденный за бои в Афганистане орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу», был посмертно удостоен звания Героя России.

В тот жуткий день морская пехота Балтики потеряла еще одного офицера — гвардии майора Олега Силькунова. Когда освобождали дома, расположенные между группами Шейко и Полковникова, выяснилось, что не заняты подъезды. Группе Олега Силькунова была поставлена задача занять первый подъезд и идти навстречу группе гвардии старшего лейтенанта Козленка.

Первую группу Олег провел без потерь, оставил в подъезде с гвардии сержантом Шавлачем, а сам пошел за второй. Но возвращаясь, почти у самого дома был встречен шквальным пулеметным огнем.

Матросы укрылись за деревьями, в воронках. Олег знал, что промедление повлечет большие потери. Вернулся, чтобы поднять группу и завести в подъезд. Здесь его и настигла очередь пулеметчика. Вместе с Олегом погиб и его связист. Группа Силькунова задачу выполнила…

Имена гвардии майоров Колесникова, Силькунова, как и всех 46 балтийцев, погибших в Чечне, выбиты на памятной стеле в бригаде морской пехоты. По постановлению военного совета флота ежегодно на Балтике 18 января отмечается как День памяти военнослужащих, погибших в Чечне.

О тех событиях двадцатилетней давности в последнее время не пишут и не говорят, все больше по телевизору показывают утопающий в богатстве город Грозный. Но война, какой бы она ни была, осталась открытой раной в душах тех, кто прошел по ее дорогам. Страшная боль событий двадцатилетней давности не стихает в сердцах тех, кто встретил своего мужа, сына, отца, брата в цинковых гробах.

18 января на Балтийском флоте поименно помянули всех 46 своих однофлотцев. Помяни же и ты их, Россия…

 

Валерий ГРОМАК

собкор «НВ», капитан 1 ранга запаса

КАЛИНИНГРАД

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend