Корреспондент «НВ» сравнил шансы Екатеринбурга и Дубая, претендующих принять международную выставку.
За неделю до финального голосования, когда, наконец, определится город-победитель, чьи мечты о миллиардных вливаниях в развитие инфраструктуры станут реальностью, редакция «НВ» решила сравнить наиболее вероятных претендентов.
И хотя реально таковых несколько — турецкий Измир, арабский Дубай, российский Екатеринбург и бразильский Сан-Паулу, негласно борьба уже давно идет между Россией и ОАЭ. Туда я и отправился.
Унылую, грязную, промозглую столицу Урала с нетипичными десятью градусами тепла и дикими пробками оставляю позади. Четырехчасовой перелет — и вот уже передо мной другое измерение, другая культура, другие ценности жизни. В аэропорту тут и там стоят индусы с чемоданами, куда-то спешат плотные, уверенные в себе арабы со своими женщинами, с головы до пят закрытыми черной материей — абайями, царит повсеместная прохлада, поддерживаемая огромными кондиционерами.
Вечереет, садится солнце, и постепенно загораются огни магазинов, лавок и офисных зданий. Водитель такси мчит меня по автобану среди сотен других машин, легко перестраивается, заезжает на эстакады и вливается в новые потоки. Кажется, не едем — плывем по дорогам, и вот уже через полчаса я высаживаюсь у места назначения. Круто обдает жаром, пока из машины иду в гостиницу…
Чтобы погрузиться в местную среду, следующий день посвящаю поездкам в метро и наземному общественному транспорту, а также знакомству с крупнейшим торговым центром.
Подземка здесь длиной 50 километров, что раза в три больше родной уральской. А еще здесь туалеты без единой пылинки и с запахами дорогостоящей парфюмерии, внимательный персонал, кристальная чистота поездов и станций и удивительное спокойствие — дубайский метрополитен, запущенный четыре года назад, считается самым безопасным в мире. При этом машинистов ни в одном поезде нет, все здесь на безлюдных технологиях. И когда из старой части города въезжаем в современную, вид открывается на гигантские небоскребы, восьмиполосные автострады, крытые и тоже кондиционированные переходы, далекие от наших — мрачных, загаженных и неосвещенных, и над всем этим — метро. Здесь подземка становится «наземкой», и почти сорок километров мы «летим» параллельно потоку машин. Удобно.
Станция Бурдж-Халифа — Дубай Молл. Сдвоенное название не случайно: здесь расположен самый большой в Эмиратах торговый центр и самое высокое в мире здание. Его видно едва ли не со всех концов города, почти как екатеринбургскую телебашню. Но если к отделанному зеркальными панелями Бурдж-Халифу можно и даже нужно не просто подойти, но и подняться на высоту пятисот метров, чтобы взглянуть на Персидский залив, а потом у подножия наслаждаться великолепным шоу фонтанов, то 220-метровая телевышка в Екатеринбурге — зрелище унылое, жалкое и бесперспективное. На сотни метров вокруг нее заросший лопухами и крапивой пустырь, где собираются сомнительные компании с такими же целями, поэтому вспоминать об этой башне на фоне красавца Дубая как-то неловко.
Пока иду по двухкилометровому крытому прохладному переходу из метро прямо в Дубай-Молл, а местами еду на самодвижущейся дороге, держась за перила, вновь вспоминаю родные пенаты. Незадолго до моей поездки в ОАЭ в столице Среднего Урала начали обсуждать возможность строительства прямого стометрового перехода из метро в крупный торговый центр Гринвич — долго решали, кто будет его финансировать, придется ли возводить его открытым способом и тем блокировать автомобилистам проезд по одной из центральных улиц или подземным? Об этом говорили, как о чем-то сенсационном и небывалом, а здесь, в Эмиратах, стометровые переходы — давно пережиток прошлого.
В погоне за право принять у себя Expo-2020 здешние власти тоже ни перед чем не останавливаются — вся наружная неоновая реклама, вывески в транспорте и видеоэкраны в торговых центрах безмолвно крутят тематические ролики… Оказавшись здесь, я никак не мог понять — зачем развитому и самому, быть может, современному городу в мире эта выставка, когда средств и без того хватает, чтобы воплощать в жизнь самые смелые идеи — шестизвездочные отели, искусственные острова в открытом море, супер-небоскребы и многоуровневые дорожные развязки? Только перед отъездом я понял: Екатеринбург, пусть и отстающий по многим показателям, стал в последние полтора десятилетия городом, спокойно принимающим мероприятия международного уровня — сюда съезжается бизнес-элита на выставки Иннопром или Russian Arms Expo, слетаются президенты мировых держав, чтобы обсуждать насущные вопросы, а в Дубае подобных мероприятий немного. Не повезло стране с географическим положением! И чтобы поправить это, власти делают все для победы в этой гонке, желая стать на несколько месяцев 2020 года мировым центром.
Сложно сказать, чем будет руководствоваться заявочный комитет, выбирая принимающую сторону выставки. Если развитой инфраструктурой, желанием сэкономить деньги инвесторов и избежать коррупции, откатов и сопутствующих экономических проблем — победа будет за Дубаем. Если же главное в этом конкурсе — реально содействовать развитию территории, пусть и с риском неоправданных и неконтролируемых трат, то лидером надо признать Екатеринбург, которому есть куда развиваться. Несмотря на исход гонки, жители Дубая все равно победили, сумев за 50 лет своей новейшей истории пересесть с верблюдов на лимузины и построить города в песках и под палящим солнцем, заботясь при этом о главном — о комфорте каждого человека, а не о личной выгоде.
Кто же на самом деле окажется хозяином Expo-2020, станет известно 27 ноября, когда пройдет голосование.
Максим ГУСЕВ
cпецкор «НВ»
ДУБАЙ — ЕКАТЕРИНБУРГ