Пока государство продолжает делать вид, что считает СМИ важнейшим инструментом влияния на общество, около восьмисот журналистов — сотрудников муниципальных газет Московской области — могут оказаться безработными.
Тревогу забил один телеграмм-канал, сообщивший о том, как в Московской области закрывают все муниципальные газеты. В результате более 700 человек остаются без работы. К публикации был прикреплен файл со стенограммой встречи представителей руководства газет и правительства Московской области. Более 3 млрд. рублей в Московской области выделяется на СМИ через субсидии, городским и районным СМИ из этих денег доставался примерно миллиард. Остальные направлялись на финансирование канала 360 и публикации в федеральных СМИ.
В местных СМИ печатали немало интересных материалов о жизни городов и районов, о происходящих в маленьких деревеньках событиях.
Вначале газеты исчезли из киосков печати, осталась только подписка. Потом у редакций забрали рекламу. Контракты оформлялись через специальное учреждение Московской области, цены росли, количество падало. В итоге деньги газеты могли получать только у чиновников. Ну а дальше полностью зависимые СМИ печатали только то, что им скажут. Сперва присылаемые администрацией МО «обязательные» материалы занимали 4 полосы, а вскоре — в два раза больше. Местная же тематика уходила на второй план.
Одним из тех, кто принципиально и последовательно выступил против оптимизации, затеянной в Московской области, стал заместитель председателя Союза журналистов Подмосковья,теперь уже бывший главный редактор «Люберецкой панорамы» Рустам Хансверов.
Мы дозвонились до Рустама Хусаиновича, вот что он рассказал:
«В 2006–2007 годах газеты передавались с местного уровня в ведение Министерства печати Московской области, которое позже заменило ГУИП — Главное управление информационной политики. Тогда же были учреждены и автономные учреждения — информационные агентства. Наше агентство последние пять лет получало в среднем 8,5 миллионов рублей на исполнение госзадания. Расходы шли на печать 8 полос областной тематики тиражом 10000 экз. в неделю, распространение, хозрасходы и заработную плату сотрудникам (штат сначала 14 человек, а затем 13). Остальные полосы издавались за счет рекламы, подписки и муниципальных контрактов. Это было до середины нынешнего года. Теперь решили забрать деньги, передать их издательскому дому «Подмосковье», а 80% состава редакции стала не нужна. Закрываются редакции, куда граждане приходили со своими проблемами или отправляли свои письма. Сегодня у «Люберецкой панорамы» в выходных данных стоит фамилия главного редактора газеты «Подмосковье сегодня» Ильи Попова и адрес редакции в Истре (!). В Московской области через год выборы губернатора, а через два президента. Образованные, много знающие о реальной ситуации на местах люди, оставшись на улице, будут обозлены. Вряд ли они станут молчать в «тряпочку», скорее пополнят ряды оппозиции. К тому же пока речь только об оптимизации, экономии средств нет. Просто все субсидии, которые были заложены в бюджет области на выпуск городских газет, перенаправили в издательский дом «Подмосковье» вместе с муниципальными контрактами.
Надо было как минимум, посоветоваться с людьми и с профессиональным сообществом, а не решать келейно. Вероятно те, кто сейчас отвечает за информационную политику в Московской области, пришедшие с телеканалов, считают, что надо больше о деятельности губернатора рассказывать в федеральных СМИ, а с местными все понятно: жители верят, что у них в области и городском округе все хорошо. Я их столь отптимистичных надежд не разделяю.
Министерству информационных и социальных коммуникаций надо понять и осознать, что коммуникации выстраивают живые люди. И решая проблему кадров по принципу «Нет человека — нет проблем», МИСК рискует получить кучу других. Считаю все — вредительством со стороны определенных сил. А время они выбрали не случайно».
От себя как человека, два года проработавшего корреспондентом одной городской газеты в Подмосковье, замечу, что местные СМИ рассказывали не только о настоящих, но порой и мнимых успехах. Бывали, впрочем, и критические материалы — правда, во вскрываемых недостатках и проблемах авторы обвиняли кого угодно, только не власти. Но и от такого вольнодумства решили отказаться. В результате местные газеты медленно, но верно превращались в «боевые листки». Газеты, в основном, пестрели фотографиями моложавого губернатора и розовощеких глав городов и районов. Читателей старшего поколения это раздражало. Они хотели видеть правдивую информацию. Что же до молодежи, то она газет вообще не читала. Потому что в жизни наблюдала одно, а на страницах СМИ — совсем другое. Теперь же, решив, что бумага, Интернет и сами журналисты все стерпят, в Подмосковье решили и вовсе избавиться от коллективов редакций городских СМИ, заменив их стрингерами.
Какая-то странная реформа муниципальных СМИ получается в Московской области…
Андрей КНЯЗЕВ,
член СЖР и Евразийской Академии телевидения, обозреватель еженедельника «Мир новостей» — специально для «НВ»