О «Дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера и снабжавшей блокадный Ленинград всем необходимым, знает, пожалуй, каждый житель страны. Значительно менее известной до недавнего времени оставалась «Дорога победы», как называли временную железнодорожную линию Поляны — Шлиссельбург, которую обессиленные голодом ленинградцы, под обстрелами и бомбежками, построили всего за 17 дней буквально под носом у фашистов. Однако и эта малоизвестная страница, благодаря кинематографистам, снявшим художественный фильм «Коридор бессмертия», стала достоянием народа. Чего не скажешь о «Дороге мужества», ставшей еще одним героическим подвигом советских людей, но до сих пор остающейся несколько в тени от других легендарных эпизодов войны. Накануне 75-летия Великой Победы мы решили восполнить этот пробел.
Ветка, ставшая историей
Нет, кажется, в России человека, не слышавшего о танковом сражении под Прохоровкой (июль 1943 г. — Ред.). Но была еще «Дорога мужества». Так назовут стратегически важную ветку Старый Оскол — Ржава протяженностью 95 км, решение о строительстве которой накануне подготовки к Курской битве советское командование приняло в июне 1943 года для усиления действовавшей на Курском выступе железной дороги.
На все про все отвели 2 месяца — с 15 июня по 15 августа, начальником стройки назначили генерал-майора Павла Кабанова. 14 июня Курский обком партии объявил мобилизацию, а уже на следующий день закипела работа, в которой были задействованы 2 тыс. красноармейцев, три железнодорожные бригады, а также специальные формирования народного комиссариата путей сообщения. Но главной рабочей силой стали мирные жители — 25 тысяч человек, преимущественно, женщины, старики и дети.
Женская передовая
— Где-то в середине июня 1943 года нас вызвали в сельсовет, наказав взять с собой крупы и муки недели на две, смену белья, миску, ложку, кружку и явиться в райком, — пишет в своих воспоминаниях Мария Малыхина из села Морозово Скороднянского района Курской области. — Было очень тревожно, так как не объявили, что надо делать. Помогали ведь фронту и раньше, копали окопы, но чтобы такой набор… Думали, нас ведут воевать. Когда же в назначенный день все мобилизованные собрались во дворе райкома, оказалось, что это одни девушки. Удивлялись: и чем мы, молодые да худенькие, можем помочь фронту? И только на митинге объявили: поставлена задача в короткие сроки построить железную дорогу. Когда вышли за село и пошли в сторону Прохоровки, вначале все затихли, потом стали плакать. А когда пришли к месту стройки — притихли. Хотя до спокойствия было далеко — то и дело прилетали немецкие бомбардировщики. В таких случаях по команде зенитчиков мы бросали носилки, лопаты и укрывались в канавах. Орудия стояли чуть в стороне от дороги, встречая немецкие самолеты огнем. Велико было желание помочь отцам и братьям, воевавшим на фронте. Еще хотелось быстрее построить дорогу, потому что все спешили домой, где мы тоже были основными работниками. Кроме того, казалось, что мы лично участвуем в разгроме врага».
Насыпи возводились вручную, порой для работ не хватало элементарных инструментов. Не счесть кубометров земли, перенесенных в подолах и фартуках. Нежные женские руки стирались в кровь, копая землю, выкорчевывая пни, забивая костыли.
Трудились от рассвета до заката по 12, а то и по 20 часов в сутки, спали кто на земляном полу, кто в палатках на свежескошенной траве или на соломе, но чуть забрезжит рассвет — снова на работу. Полуголодные (в день полагалось по 400 гр хлеба, спасали созревшие к тому времени овощи), только что вышедшие из-под оккупации люди, не разгибая спины, перевыполняя каждодневную норму (3,5 кубов на человека) в два-три раза, вводили все новые и новые километры дороги.
5 июля 1943 строители узнали, что гитлеровцы перешли в наступление. 10 июля загромыхало танковое сражение под Прохоровкой, нужно было торопиться. И люди умножили свои усилия. Уже к 15 июля основные работы были завершены.
В эти тяжелые и напряженные дни на стройку приезжала с концертом Клавдия Шульженко, привозили фильм «Свинарка и пастух», нужно было поддержать моральный дух строителей. Сейчас кажется невероятным, но эти хрупкие женщины, трудившиеся впроголодь, умудрялись находить в себе силы для песен и танцев, и это было их лучшим отдыхом.
Сухая статистика подвига
Позже, уже после войны, специалисты подсчитают: всего было выполнено земляных работ в объеме 800 тысяч кубометров, уложено 164 км главных и станционных путей, построено 48 искусственных сооружений общей протяженностью 750 м, 8 остановочных и 2 пункта водоснабжения. Но главное: участок сдали раньше срока, построив ее всего за 32 дня! Это была их безоговорочная победа. 19 июля на помощь фронту пошли эшелоны с танками. Об этих днях сражения немецкий генерал Эрих фон Манштейн вспоминал так: «Мы встретили поистине гидру, у которой на месте одной отрубленной головы вырастали две новые… Наши ресурсы иссякли».
Ввод дороги позволил сократить доставку грузов на линию фронта до 24–48 часов. Боевые перевозки в помощь Курской битве (5 июля 1943 — 23 августа 1943 гг. — Ред.) только за июль-август 1943 года составили 121880 вагонов. В обратную сторону поезда везли раненых с передовой — таким образом дорога мужества стала и дорогой жизни.
Поклонимся великим тем годам
5 августа 1943 года были освобождены Белгород и Орел. В этот день в Москве прозвучал первый из 355 в истории Великой Отечественной войны победный салют. Он звучал и в честь строителей Дороги мужества, без титанического труда которых не было бы этой победы.
Сегодня в музее-диораме «Огненная дуга» в Белгороде можно посмотреть документальный фильм о подвиге тружениц тыла, снятый через 20 лет после окончания войны. Простые, скромные русские женщины стоят вдоль железнодорожного полотна, украдкой вытирая слезу. Их лица пробороздили морщины, в их косы вплелась седина, а тонны перелопаченной земли скрючили узловатые пальцы рук. А ведь многим этим женщинам на момент съемки не было и 50. За успешное выполнение правительственного задания 386 человек были награждены орденами н медалями Советского Союза. Остальные строительницы получили в награду памятные платки.
«Железная дорога Старый Оскол–Ржава протяженностью 95 километров была построена по решению Государственного Комитета Обороны СССР от 3 июня 1943 года для подвоза боеприпасов фронту за 32 дня — на месяц раньше срока».
Такие мемориальные доски установлены на всех станциях от Старого Оскола до Ржавы. Будете проезжать по этой ветке, поклонитесь до земли.
Светлана АППОЛОНОВА
«Тот второй фронт, открытие которого столько времени мы ждали от союзников, по существу был открыт русской бабой. Это их руками укреплялся рубеж «Огненной дуги».
Федор Абрамов, писатель
«Собирали девок по дворам, а кого — и прямо с поля. И хотя детей не брали, те, кто порослее, приписывали себе лет и все равно шли. Знали: отцам помогают, солдатам-братьям. И я себе добавила: было мне 14, а сказала — 16».
Из воспоминаний Елены Ровенских