Как меня не пустили в Белоруссию на выборы президента

Теперь это уже история: 9 августа 2020 года в Белоруссии состоялись выборы президента, на которых с явным преимуществом опять победил Александр Лукашенко.

 

Как меня не пустили в Белоруссию на выборы президентаЭтому событию, как известно, предшествовал ряд скандалов, связанных, в том числе, и с имевшим, якобы, место т.н. российским вмешательством.

Чтобы увидеть самой и рассказать россиянам, как складывается ситуация в Минске, 7 августа я отправилась в Белоруссию. Имея на руках официальное приглашение с белорусской стороны поучаствовать в работе избирательного пресс-центра Республиканского общественного объединения «Белая Русь», а также удостоверения члена Союза журналистов России и специального корреспондента газеты «Новый вторник», я была в полной уверенности, что не встречу препятствий при прохождении российско-белорусской границы.

Напомню, что Российская Федерация и Республика Беларусь входят в Евразийский экономический союз, и граждане обоих государств могут пересекать границы по внутренним паспортам. До появления коронавируса граждане свободно проходили границу без какого-либо досмотра. Но так называемая «пандемия» заставила большинство государств закрыть свои границы и ввести ограничения на перемещения граждан, что произошло и в РФ. Как мы помним, Белоруссия отказалась закрывать границы. Так вот, ограничения появились в связи с COVID-19 и до сих пор еще не сняты полностью, несмотря на то, что разрешены полеты в Турцию и Великобританию — чтобы выехать из России в Белоруссию, российским гражданам нужно иметь веское основание.

В ночь с 7 на 8 августа в 4 утра меня как гражданина РФ попросили выйти из автобуса и предъявить документы, на основании которых я еду в Минск (граждан Белоруссии пропускали сразу по предъявлении паспорта). Каково же было мое удивление, когда моих документов оказалось недостаточно и мне сказали: «Поворачивайте обратно!» Пограничник мне заявил, что у меня нет трудового договора с какой бы то ни было белорусской стороной (или компанией) и поэтому меня не могут выпустить из страны, чтобы я как журналист могла осуществлять свою деятельность по освещению событий в братской республике.

Недоуменные вопросы посыпались сами собой. Какой трудовой договор для журналиста? Я еду освещать выборы с официальными документами, подтверждающими мою профессиональную деятельность. У меня задание редакции. Какой может быть еще трудовой договор?

— Ничего не знаем, у нас приказ, — слышу в ответ, — вы сегодня уже не первый журналист, которого мы заворачиваем, даже целую съемочную группу с аппаратурой пришлось отправить обратно домой.

Замечу, если этого не заметили вы: я ни разу не услышала слов о коронавирусе, просьб предъявить справку об антителах или тестировании, этот вопрос вообще не поднимался. Т.е. вроде как ограничения в связи с эпидемией и возможным распространением инфекции, а по факту решаются совершенно иные задачи и никому нет никакого дела, болеете вы или нет, никто даже вашу температуру не измеряет, ну хотя бы для проформы, чтобы приличия соблюсти.

У нас часто можно услышать, что это, мол, Александр Григорьевич Лукашенко стремится дистанцироваться от России и ведет чуть ли не антироссийскую политику. На самом деле, как я убедилась, Батька открыт для диалога. «Приезжайте, смотрите и снимайте, но только честно, без передергиваний и искажений реальности», — повторяет он изо дня в день. Но почему-то именно дружественно настроенные к Беларуси журналисты, которых ждали и приглашали сами белорусы, оказались запертыми у себя в стране. Разве мы не друзья, разве мы не братские народы? Разве мы не должны максимально объективно доносить информацию о происходящем?

Конечно же, белорусские коллеги были в шоке от случившегося — от того, что меня, а также еще несколько приглашенных экспертов и журналистов буквальным образом развернули и отправили в обратном направлении.

У нас граница для кого установлена и что это за новые правила ее пересечения? Почему, если у меня есть близкий родственник в Беларуси, я могу туда поехать, а как журналист, имеющий официальное приглашение, нет? И как тогда оказались на территории Белоруссии другие российские СМИ? Их сотрудники тоже обязаны были заключать трудовой договор с белорусской компанией или существуют какие-то внутренние, негласные правила? По-моему, выводы здесь очевидны.

 

Светлана АППОЛОНОВА

спецкор «НВ»

 

КСТАТИ. В Псковской области на границе России и Беларуси задержан исполнительный директор «Открытой России» Андрей Пивоваров. Также задержаны члены организации Даниил Потапов и Александр Федосеев. Об этом в своем телеграм-канале сообщила председатель «Открытой России» Анастасия Буракова.

 

NB!

 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ. Вскоре после завершения голосования на выборах президента республики, заключительный день которых состоялся 9 августа, в Минске и других городах Белоруссии начались массовые протесты. Граждане не верят в победу Александра Лукашенко (на момент подписания этого номера действующий глава государства набирает свыше 81 процента голосов), который баллотируется на шестой срок и бессменно правит с 1994 года.

Как пообещал глава Следственного комитета (СК) республики Иван Носкевич, все виновные в массовых беспорядках будут наказаны. Правоохранители проводят осмотр мест, где прошли несанкционированные уличные акции. При осмотрах зафиксировано использование в качестве орудия преступлений мусорных контейнеров, скамеек, палок, булыжников, осколков тротуарной плитки, стеклянных бутылок, а также легковоспламеняющихся жидкостей, сообщили в СК.

Похожие статьи

Send this to a friend