Пока американцы хвалятся своим марсоходом,вслед за ним в космос полетят наши гекконы
Впрочем, наши – не совсем точно. Эти экзотические ящерицы – существа, разумеется, заморские, но готовили их к полету в учебно-научном центре реабилитации диких животных биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, что в подмосковной деревне Чашниково. Выведать некоторые секреты этого Центра мы и поручили своему спецкору.
Живая лаборатория расположилась в четырех просторных залах с высокими потолками. Но в первом же из них «натыкаюсь» на зеленые «плантации» злаковых культур.
— Это – корм для насекомых, которыми питаются бесхвостые земноводные. Кроме того, выращиваем здесь их любимое лакомство – сверчков и саранчу, — объяснили мне сотрудники.
И вот первый искусственный лягушатник в виде акватеррариумов из стекла. Часть их заполнена водой, остальное пространство занято сушей с камнями, песком и кусками пробкового дуба (не гниет). Вот только подопытных существ не вижу.
— Да вон же они! Завидя нас, сжались в комочки, превратились в кусочки мха, стали неприметными, — поясняет хозяин лаборатории, доцент кафедры физиологии человека и животных биофака МГУ, кандидат наук Рустам Бердиев.
А это что за диво дивное в прозрачном пластмассовом коробе? Прямо как Царевна-лягушка из сказки!
— Это Рогатка Кабо, дорогая и желанная гостья из Южной Африки. У красавицы, будьте осторожны, рот – капкан. Мощная челюсть, крепкие, будто из стали, зубы. Часами неподвижно сидит в засаде, терпеливо дожидается, когда рядом проползет съедобное животное.
— И зачем вам все эти многочисленные твари?
— Служат науке. Помогают нам изучать биологию их размножения, выявлять особенности инкубации, кормовые пристрастия, оптимальные условия содержания, — поясняет Бердиев. – Наша задача: создание устойчивых, самовоспроизводящихся в неволе популяций амфибий и рептилий. Чтоб вечно жили они под Луной.
Чашниковская биолаборатория – единственная в России. Это – генетический фонд амфибий и рептилий. В планах ученых – создание генетического криогенного банка, в котором можно будет хранить стволовые клетки редких и исчезающих видов животных. Например, той же Рогатки Кабо. Если вымрут ее «соплеменницы», можно будет воскресить потомков красавицы из «пробирки», путем искусственного оплодотворения. Под занавес «секретного» путешествия я решил сфотографировать будущих космонавтов — гекконов.
-Увы, они уже в Москве, в центре подготовки, — улыбнулся Бердиев. – В августе полетят в космос. Как модель живых существ для изучения изменения их физиологии в условиях невесомости! Если, конечно, техника не подведет…
И Бердиев перекрестился.
Юрий МАХРИН|
Московская область|