Суд — это крайняя мера

Десять вопросов Анне Белозеровой, руководителю Центра правовой защиты журналистов.

 

Суд — это крайняя мераНе так давно в Москве по инициативе СЖР открылся Центр правовой защиты журналистов (ЦПЗ), который возглавила Анна Белозерова, руководитель юридического отдела этой крупнейшей в России общественной организации. На сайте СЖР содержится определенная информация об этом проекте, тем не менее вопросы остаются. Их-то и задал руководителю ЦПЗ главный редактор «НВ» Леонид Арих.

 

— Анна Юрьевна, организация Центра правовой защиты журналистов — это вынужденный шаг? Какие причины (или она одна, но главная) вынудили пойти на создание Центра?

— На сегодняшний день в России крайне мало общественных организаций, оказывающих системную и качественную правовую поддержку средствам массовой информации и рядовым журналистам. Да, у Союза журналистов России есть собственная правовая служба. Однако это подразделение занимается и правовой поддержкой российских медиа, и текущими юридическими вопросами самого СЖР. В то же время, обращения от региональных медиа и нарушения прав журналистов в регионах происходят регулярно. Многие медиа обращаются за помощью к непрофильным юристам и организациям, что в результате приводит к упущенному времени на защиту нарушенных прав. Медиа в регионах нашей страны в наибольшей степени нуждаются в системной правовой поддержке со стороны главной журналисткой организации страны в достаточно непростое для медиаотрасли время. В связи с этим СЖР в июле 2020 г. и создал Центр правовой защиты журналистов.

— Можете более подробно описать контуры будущей структуры Центра, форму и порядок обращения в него простых смертных?

— Основными направлениями центра являются: правовая поддержка СМИ, журналистов; мониторинг нарушений прав журналистов; просветительская деятельность; развитие межрегионального сотрудничества СМИ; повышение нравственно-этического статуса журналистов; популяризация правовой грамотности журналиста.

В Центр могут обратиться любые российские журналисты, редакторы изданий в независимости от их политических убеждений, религиозных и иных взглядов, а также членства (или не членства) в СЖР. В центре работает «горячая линия» для экстренных вопросов профильной деятельности, в том числе и текущих вопросов, требующих юридического уточнения и пояснения. При обращении журналиста на Горячую линию представители Центра действуют в рамках действующего законодательства с учетом политики конфиденциальности. Телефоны горячей линии: + 7 495 991 03 62; + 7 985 991 03 62.

Для более детального правового анализа конфликтной ситуации журналист может направить актуальный материал с приложенными документами по адресу электронной почты: info@jlc.media. При обращении на Горячую линию обратившееся лицо уведомляется о том, что правовые консультации ведутся в режиме конфиденциальности в рамках только полученной устной информации (представленного объема) по ситуации с журналистом или запроса на получение конкретного юридического алгоритма. Также на сайте Центра: https: jlc.media размещена полезная информация, которая рекомендована как базовая основа в профессиональной деятельности СМИ.

Центр проводит мероприятия (круглые столы, семинары) по интересующим журналистов и актуальным темам на сегодняшний день как при личном участии, так и с помощью видео-конференций. С информацией о предстоящих мероприятиях Центра можно ознакомиться на сайте Центра: https: jlc.media

Также центр планирует проводить совместные мероприятия с участием Роскомнадзора, Минюста и других регуляторов деятельности. В перспективе, как только эпидемиологическая обстановка в России улучшится, начнем организовывать данные мероприятия. Информация о дате проведения будет размещена на сайте Центра.

— Это правда, что свои услуги ЦПЗ предоставляет безвозмездно?

— Да, в настоящее время помощь журналистам оказывается на безвозмездной основе.

— На сайте СЖР в числе целей ЦПЗ читаем: «…при необходимости, поможет представлять интересы журналиста в суде». Какой именно вы видите такую необходимость? И опять же напрашивается вопрос: представлять интересы журналиста в суде ЦПЗ также будет на безвозмездной основе?

— Представление интересов журналистов в суде — это крайняя мера по защите прав журналистов. Центр готов на безвозмездной основе оказать консультации юристам или иным представителям, которые будут представлять интересы журналистов в суде.

— Есть ли (а если есть, то — какая) разница между Центром правовой защиты журналистов и Горячей линией, телефоны которой выведены на сайте СЖР?

— Разницы практически нет. Вместе с тем Горячая линия нашего Центра работает не только по текущим вопросам деятельности, а также для экстренных вопросов профильной деятельности.

— Какие примерно ситуации ЦПЗ будет рассматривать как объекты вмешательства, а какие не станет рассматривать вообще? С какими жалобами, проще говоря, к вам может обратиться любой журналист, а с какими — не стоит и соваться?

— В центре проводятся консультации по вопросам медиаправа; законодательства о рекламе; авторского права; регулирования распространения информации в интернете; взаимодействия органов власти и журналистов; консультации в случае претензий со стороны контролирующих органов (Роскомнадзор, ФАС и др.) и иные вопросы, связанные с профессиональной деятельностью журналистов.

Центр не оказывает консультации, связанные с вопросами личного характера обратившегося — такими, как семейное право, имущественные споры и т.д.

— С защитой отдельных журналистов понятно. А если в юридической помощи нуждается целая редакция СМИ, радиостанция или телеканал?

— Центр оказывает правовую поддержку не только отдельным журналистам, но и редакциям СМИ (печатные СМИ, радиостанции, телеканалы, информационные агентства, интернет-медиа).

Центр выпустил практическое пособие для журналистов и руководителей СМИ — «Справочник журналиста № 1 «Правовые основы деятельности СМИ». Указанный справочник можно получить бесплатно при обращении в Центр правовой защиты.

— Можете привести конкретные примеры правовой защиты целых СМИ?

— В числе СМИ, обратившихся в Центр правовой защиты журналистов и получивших необходимую юридическую помощь — газеты «Вперед», «Хакасия», «Слава труду» и «Рассвет», Союз журналистов Красноярского края, сетевые издания «Казус-инфо», «Уфатайм», Kursktv.ru и многие другие.

В ходе работы определился пул тем, обычно затрагиваемых журналистами при обращении в Центр. Это — устав СМИ, использование фотографий в печатных СМИ, претензии к СМИ от физических лиц, упомянутых при публикации, использование видео, размещенных в социальных сетях, а также правовой анализ предъявленных предписаний Роскомнадзора.

— Организуя ЦПЗ, использовал ли СЖР аналогичный опыт, имеющийся у зарубежных журналистских Союзов? Знаю, например, что очень серьезное внимание защите прав журналистов уделяется в ФРГ.

— Нет, опыта зарубежных организаций не заимствовали. Юридическая служба Центра состоит из профессиональных юристов, специализирующихся в области медиаправа, которые имеют богатый профильный опыт.

— А может, дабы не пришлось защищать журналистов, им необходимо делегировать больше прав или вовсе уравнять с правами, например, «неприкасаемых» полицейских?

— При осуществлении своей профессиональной деятельности каждый журналист должен знать свои права и обязанности. Право является одним из ключевых условий журналисткой деятельности в целом и журналистского творчества, в частности. Цель журналиста должна быть достигнута с соблюдением правовых установлений, законности и без ущемления интересов граждан и государства.

Следует, однако, помнить, что наряду с правами журналисты имеют множество обязанностей. Их знание поможет избежать множества ошибок. Соблюдение статей Закона о СМИ является гарантией сохранения профессиональной чести и достоинства, деловой репутации и позволяет избежать привлечения к тому или иному виду ответственности.

Что касается неприкосновенности журналиста, то этот вопрос достаточно спорный.

 

Интервью провел Леонид АРИХ

 

NB!

 

КСТАТИ. Закон РФ «О средствах массовой информации» не только закрепляет за журналистами определенный перечень прав, но и регламентирует его обязанности. Таким образом, журналист, с одной стороны, выделяется в отдельную правовую категорию со своим спектром прав или же обладает неким правовым приоритетом, а с другой — имеет обязанности и некоторые ограничения своей деятельности.

Вот как комментирует данную мысль заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций Высшей школы журналистики профессор С.Г. Корконосенко: «Специфика профессии – рискованной, требующей настойчивости и даже настырности, временами конфликтной – порождает иллюзию того, что сотрудники СМИ имеют правовой приоритет по сравнению с другими людьми. Однако в действительности профессия рассчитана обществом в первую очередь на защиту интересов граждан, организаций и социальной системы в целом. В законодательстве о СМИ обязанностям журналистов отведено по меньшей мере такое же место, как и их правам».

Похожие статьи

Send this to a friend