За последние 10 лет в сфере розничной торговли россиян стали обманывать в 3,5 раза чаще, а в сфере услуг — в шесть раз.
Ежедневно сотни людей сталкиваются с поломкой бытовой техники. Сегодня при сокращении доходов россиян и росте цен на электронику покупка нового прибора для иных потребителей становится слишком накладной. Поэтому все чаще россияне ищут мастера «на стороне» и все чаще жалуются в Роспотребнадзор на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих ремонт бытовой техники.
— К сожалению, той индустрии ремонта, которая была в советские времена, больше не существует — сегодня ремонт стал вотчиной мошенников и криминала. Вызывая мастера, россияне в лучшем становятся жертвами обмана. В худшем — их просто убивают в ходе «разборок» за отказ платить деньги», — рассказывает глава Общества защиты прав потребителей Алексей Самохвалов.
Большая часть «ремонтников» в нынешние времена — сами себе ремонтники, оформленные как ИП. Но нередко речь идет о настоящей мафии:
— Например, на Савеловском рынке в Москве предлагают к продаже бэушные ноутбуки, планшеты и прочую технику, которая почти вся собрана из деталей, незаконно снятых во время ремонта, — продолжает Самохвалов. — Вы приносите ремонтировать компьютер, а назад через два дня получаете не известно что — половину запчастей с вашего компьютера уже сняли, заменив их на старый хлам. В итоге ваш компьютер проработает неделю или месяц, хотя по закону мастер должен давать полгода гарантии на отремонтированную технику».
Поэтому, советует Самохвалов, проще не ремонтировать технику, а сразу «сдать» ее мошенникам добровольно: «Прийти на тот же Савеловский рынок, сдать свой сломанный компьютер и вместо него купить бэушный — этот «самодел» наши дельцы с рынков делают неплохо, и дают на него гарантию до двух лет».
Другой вариант — отнести технику в ремонт знакомому мастеру, либо в специализированный сервисный центр того же «Самсунга» или «Сони».
— К сожалению, ремонт в таком центре обойдется в три раза дороже, чем ремонт «по объявлению». Это и толкает наших граждан к излишней доверчивости — почти все объявления обещают бесплатный вызов мастера на дом. Придя к клиенту, многие мастера нарочно заламывают такую цену, что тот отказывается от ремонта. «Тогда с вас три тысячи за вызов», — говорит мастер. «Как же так, у вас же вызов бесплатный?» — «Бесплатный, если вы заказываете ремонт. А так — три тысячи», — объясняет Алексей Самохвалов.
— Но допустим, — продолжает развивать сюжет юрист, — вы все-таки согласились ремонтировать сломанную вещь. У мастера, конечно, не оказывается с собой нужных деталей. Он берет с вас тысяч семь на покупку компрессора для холодильника и исчезает с концами. Когда вы ему звоните, он объясняет, что нужного компрессора не оказалось в магазине, и вам придется подождать. Если вы начинаете требовать обратно деньги, вам объясняют: «Но я же уже заказал на ваши деньги компрессор, как же я вам теперь деньги отдам?»
Вы ждете свой компрессор неделю, месяц. В итоге покупаете новый холодильник — не жить же вечно без холодильника. Тем временем мастер постепенно «испаряется» в никуда…
— К сожалению, бывали случаи, когда людей просто убивали за то, что они отказывались платить за вызов мастера или за плохо сделанный ремонт. Поэтому большинство людей боятся не платить, не хотят сообщать в Роспотребнадзор или в полицию. Поданные жалобы — это капля в море всех совершаемых мошенничеств, — констатирует Алексей Самохвалов.
Он приводит в пример США — там подобных ремонтников-визитеров просто нет в природе. Но граждане все равно заваливают суды исками: «Недавно одна дама отсудила у компании «Виндоус» 10 тыс. долларов за то, что у нее на компьютере самопроизвольно обновился старый «Виндоус» на новый «Виндоус 10». Из-за этого некоторые программы перестали работать. У нас тоже у многих происходят подобные обновления. Но в суд никто не подал».
Аделаида СИГИДА
NB!
329 тысяч — таково общее количество жалоб, поступивших от россиян в Роспотребнадзор в 2015 году. Для сравнения — десять лет назад их было почти в пять раз меньше.