Началось самое жаркое политическое лето XXI века. Градусы обещают немыслимые: ведь осенью в стране состоятся выборы в Государственную думу.
Не думаю, что результат их непредсказуем — ведь авторитет власти достаточно велик, а политическая мощь оппозиции достаточно мала. И не смотря на все надежды демократов, холодильнику так и не удалось победить телевизор. То есть, итог выборов понятен уже сегодня. Тогда с какой стати нынешнее политическое лето обещает быть жарким?
На это есть несколько причин.
Во-первых, грядущие выборы просто обязаны, наконец, стать настоящими. И праймериз партии «Единой России» только подтверждает это благое намерение власти. Произошло даже нечто уникальное: среди допущенных к предварительным выборам было лишь 139 единороссов, а 122 участника праймериз были беспартийными!
Впрочем, сигнал о грядущей невероятной (пока можно употреблять это слово) для нашей страны чистоте выборов поступил уже давно — с поста руководителя Центризбиркома «ушел» волшебник Чуров, для которого жизненное и политическое кредо умещалось во фразе «Путин всегда прав». А его место заняла Элла Памфилова, человек с несколько иной репутацией…
Во-вторых, политическая ситуация в стране настолько изменилась, что Госдума на этом фоне выглядит несколько пустовато, если не сказать пустой. Она уже даже не взбесившийся принтер, а скорее, мандатное недоразумение. Новый состав Думы просто обязан показать, что законодательный орган реально может стать самостоятельной ветвью власти.
Понятно, что это все пока лишь декларация о намерениях, и никто не может исключить вероятность того, что к началу сентября не получится «родить богатыря». Но уже само намерение вещь весьма оптимистическая.
Наш первый, как принято выражаться, «либеральный президент» Дмитрий Медведев (автор тонкой философской мысли «Свобода лучше, чем не свобода»), вероятно, окрыленный этими намерениями, позволил себе даже жесткую критику американской избирательной системы. Председатель партии «Единая Россия» назвал выборы в США «шоу», в котором участвуют «ряженые».
Как сообщил ТАСС, Медведев заявил, что «в России это бы не прошло». И что «наша культура предварительного голосования должна быть другой — это заинтересованный, конкретный разговор о существующих проблемах, о путях их решения».
Кстати, о нашей культуре. В Петербурге, на конференции «Вера и дела: социальная ответственность бизнеса во время кризиса», выступил директор Института экономических стратегий РАН Александр Агеев и предложил… подумать над возможностью предоставить избирательное право 27 млн. советских граждан, погибших в годы Великой Отечественной. Господин Агеев считает, что «таким образом погибшие смогли бы влиять на текущие дела в стране, к развитию и спасению которой они имели непосредственное отношение. Например, за них могли бы голосовать их семьи».
Только не подумайте, что это невинный бред. В Госдуму уже внесен законопроект, наделяющий многодетных матерей правом голосовать на выборах не только за себя, но и… от имени своих несовершеннолетних детей. Причем «…воспитывающим четырех и более несовершеннолетних детей — по два голоса за каждого несовершеннолетнего ребенка», — говорится в документе.
Но все эти рацпредложения всего лишь отрыжка прошлого. Не думаю, что эти «инициативы» готовятся на случай непредвиденных обстоятельств. Они просто невозможны. Страна, не нарастившая «выборные мускулы», имеющая маленький опыт политической культуры, еще не готова к реальным выборам.
А к более или менее честным — уже готова?
Акрам МУРТАЗАЕВ