Между молотом и наковальней

…может оказаться Россия в результате планов, начертанных компартией Китая накануне своего столетия

 

Начнем с того, что наш великий сосед вступил в новую, 13-ю, пятилетку (2016–2020 годы), которые в Китае перестали называть планами развития народного хозяйства — это планы экономического развития.

 

Удивительно, но факт: Всекитайское собрание народных представителей горячо одобрило и дружно утвердило нынешней весной планы партии — отказ государства от инвестиций в экономику, массовое закрытие нерентабельных предприятий, рост безработицы… Выражаясь языком китайских товарищей, предстоит засучить рукава и «демонтировать наиболее неэффективные и самые уродливые элементы госкапитализма». В общем, страну ждет пятилетка великих потрясений, в результате чего будет достигнута «первая столетняя цель».

Под «столетней целью» имеется в виду, что в 2021 году в КНР будут праздновать 100-летие основания Компартии, и главным результатом пятилетки и подарком к славной дате должно быть построение общества «средней зажиточности».

Готовиться к юбилею китайцы начали еще в прошлую пятилетку. Чтобы к 2020 году увеличить вдвое доход среднего гражданина, сделать предстоит столько… Прежде надо было успеть добиться «преодоления бедности», не победить, но хотя бы обуздать коррупцию, решить земельный вопрос и сократить разрыв между городом и деревней — почти 700 миллионов нищих крестьян совсем не зря называют взрывоопасным социальным материалом. В общем, развернуть эту махину под названием «государство Китай» на новый курс — с развития экспорта на повышение внутреннего спроса, более надежную опору для развития экономики.

И дальше идти к запланированному на 20-й год всеобщему счастью предстоит по очень тернистому пути — через поистине революционные преобразования! В жизнь надо провести: коренную реструктуризацию металлургии и угольной промышленности, закрытие грязных производств и внедрение «зеленых технологий», допуск частного капитала в стратегически важные секторы экономики, куда его раньше не пущали, сокращение 1,8 миллиона рабочих мест (по официальной версии) или 6 миллионов (по неофициальной), удерживая при этом безработицу среди городского населения на уровне не более 4,5 процента… Главное — не сохранять искусственно в отраслях дешевые рабочие места, а создавать высокотехнологичные производства.

Китай тоже все «оптимизирует». Как это будет способствовать социальной стабильности в обществе? Сие ведомо пока лишь богу да руководству компартии Китая. На прошлогоднем октябрьском пленуме ЦК КПК было решено учредить особый фонд в 15 миллиардов долларов для переподготовки безработных, регионам разрешить делать практически любые долги, которые уже сейчас и без того внушают почтение и трепет (на 2013 год они составили без малого 18 триллионов юаней, свежих данных в открытой печати нет). Должно смягчить ситуацию в обществе и увеличение расходов на социальные нужды сразу на 43,3 процента. Свою роль должно сыграть и облегчение условий кредитования: предполагается, что базовая ставка составит менее 4,4 процента.

Как видим, в отличие от российского правительства наш сосед не на словах, а на деле проводит коренные реформы, и не за счет населения, отнимая у него последнее, а ради него.

В Китае даже пошли на значительное сокращение расходов на армию! Впервые рост военного бюджета будет «однозначным» — менее 8 процентов, а в прошлом году он был более 10 процентов, расходы тогда почти вплотную приблизились к 150 миллиардам долларов.

Хотя и здесь все так противоречиво… Расходы намерены сокращать, а военную мощь наращивать!

Аденский пролив китайцы уже патрулируют, первую военную базу в Джибути уже открыли и главным донором войск для операций ООН уже стали. Сейчас приступили к превращению спорного острова Вуди в Южно-Китайском море (права на него предъявляют сразу Китай, Тайвань и Вьетнам) в военную базу, которая позволит взять под полный контроль одну из главных мировых судоходных артерий — Малаккский пролив. И еще готовятся к покорению Африки… Да к тому же начата самая масштабная за последние полвека реформа вооруженных сил — повышается роль флота и авиации, создаются ракетные войска и войска стратегической поддержки…

А все это требует денег, много денег, очень много денег. Даже сокращение сухопутных войск на 300 тысяч человек вряд ли даст большую экономию, а вот армию безработных пополнит точно.

Между прочим, 13-я китайская пятилетка может принести России новые существенные убытки. Снижение темпов роста экономики до примерно 7 процентов означает сокращение потребления газа и нефти, которые Китай покупает у нас. Установка на рост внутреннего потребления ведет к падению торговли. На состоявшейся в конце апреля встрече министров иностранных дел наших стран уже было отмечено сокращение товарооборота в минувшем году. Правда, глава китайского МИДа назвал его «очень несущественным». И остается лишь гадать, а что же тогда для него означает «существенное»? Ведь товарооборот упал на треть, если точно, на 29,3 процента, — это обвал!

Наверняка сократятся и инвестиции Китая в российскую экономику, хотя куда уж меньше. Последние пару лет на нас обрушивались фантастические цифры, характеризующие новый виток «дружбы навек русских с китайцами»: 30-летний контракт на поставку 38 миллиардов кубометров газа, строительство газопровода «Сила Сибири», договор о строительстве второй нитки, меморандум о третьей… Однако цифры, которые трудно переупрямить (их можно только переврать) показывают: из 116 миллиардов долларов внешних инвестиций Китая, сделанных в 2015 году, в Россию было вложено менее 800 миллионов — 0,7 процента.

…По сути, пятое поколение руководителей КНР, которое сменится в 2022 году, отказалось от лозунга отца китайских реформ Дэн Сяопина: «Скрывать свои силы, не искать лидерства!». На XVIII съезде Компартии в 2012 году, где впервые были озвучены грандиозные планы на две пятилетки, открыто признали: хотим стать крупнейшей экономикой мира, догнать и обогнать Америку. Однако и это лишь промежуточная цель.

Главная же — это «вторая столетняя цель». К 2049 году — когда КНР исполнится 100 лет — народ должен стать очень зажиточным, а страна — «богатым, могущественным, демократическим, цивилизованным и гармонично модернизированным социалистическим государством». Проще говоря, к середине века Китай запланировал стать гегемоном не только в мировой экономике, но и политике, превратиться в новую сверхдержаву № 1, окончательно оттеснив США на обочину истории.

И опыт, сын ошибок трудных, подсказывает, что это вполне может получиться. Сумели же китайцы поменяться с нами местами! В 50-е годы прошлого ХХ века Советский Союз создавал в Китае современную промышленность, строил заводы (знаменитый «проект 156»), поставлял станки, оборудование, измерительные приборы, снабжал новыми технологиями, ковал кадры в наших вузах. Взамен получая стратегическое сырье — вольфрамовый песок, медь, сурьму, каучук… А в начале XXI века Китай продает нам не только ширпотреб и продукты, но и автомобили, и технологии, и приглашает на учебу наших студентов. Выкачивая из нас углеводороды и лес.

Вот и окажется Россия между молотом и наковальней…

 

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend