Модернизация в сфере жизнеобеспечения, о которой так долго говорили чиновники, свершилась.
Бесплатная медицинская помощь нам теперь стала еще недоступней, еще неэффективнее и очень дорогой во всех смыслах (нервы, деньги, время, которое тоже иногда деньги). Но если российские врачи вынуждены делать вид, что лечат, то больные не могут притвориться выздоровевшими, как бы они того ни хотели.
К узким специалистам стало вовсе не попасть, хвосты очередей под кабинетами выросли и стали злей, у персонала появилась новая великолепная отмазка — они теперь все валят на компьютеры и на пациентов, которые «сами виноваты, что сделали неправильно», и больных буквально все толкает покупать «медуслуги»…
К такому печальному выводу, правда, в более осторожных, «приличных» выражениях, пришла Счетная палата России, подведя промежуточные итоги реформы.
Только в 2013 году было сокращено 35 тысяч мест в больницах страны, в прошлом году чиновники провели «оптимизацию» 359 медицинских учреждений, и 26 из них уже ни в каких списках не значатся, а более 90 тысяч медиков были уволены.
Самое общее представление о том, как это происходило, можно получить на примере столицы. Здесь под самый занавес уходящего года закрыли — «высвободили имущество»! — сразу три десятка медучреждений, в том числе 18 больниц, без работы остались 7 тысяч человек (всего сократить запланировано 15 тысяч мест в больницах). Причем т.н. реформа держалась мэрией Москвы в тайне до последнего. И погасить массовые акции протеста (в них приняли участие не только медики, но и их пациенты) удалось, только пообещав заплатить «отступные» в размере — от 200 до 500 тысяч рублей каждому уволенному. Ну, а в регионах было все проще — там давно отучены от непослушания властям.
В этом году предстоит «оптимизировать» в стране еще 472 медучреждения — из них подлежат ликвидации 41. В следующем году такая участь ждет еще полтыщи медучреждений…
Цель правительства Дмитрия Медведева (он же, кстати, и лидер партии власти) закрыть 11 процентов больниц и 7 процентов поликлиник должна и будет достигнута! И это сделает для нас медицинскую помощь лучше и доступней?!
Но это не единственный парадокс, из которых только и состоит, кажется, реформа здравоохранения по-капиталистически.
Вот и другой. Происходит это на фоне роста заболеваемости населения. В докладе Минздрава о состоянии здоровья граждан страны в 2013 году (доклад-2014 еще только готовится) поставлен диагноз: общество больно. Более 160 тысяч случаев заболеваний на каждые 100 тысяч населения было только официально зарегистрировано. Общая заболеваемость в стране растет. В ходе диспансеризации удалось обследоваться лишь малой части взрослого населения, всего 20 с лишним миллионам. Но у 44 процентов были обнаружены хронические неинфекционные заболевания, еще у 23 процентов — высокий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний…
И те данные, что уже имеются по прошлому году, никакой надежды на лучшее не оставляют. Население почти 18 тысяч населенных пунктов оказалось брошенным на произвол судьбы — там не осталось вообще никакой «медицинской инфраструктуры», даже фельдшерского пункта в избе. Число умерших в стационарах выросло на 3,7 процента. И вряд ли мы сильно ошибемся, если назовем это прямым следствием того, что больничные койки сокращают, сроки лечения постоянно укорачивают, «скорая помощь» чаще стала отказывать в этой самой помощи — число больных, которые ею воспользовались, сократилось на миллионы! Резко вырос объем платных услуг — на 24 процента по сравнению с 2013 годом.
«В условиях снижения доступности медпомощи рост платных медуслуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной», — констатирует Счетная палата в своем отчете.
И ведь не сказать, что такого никто не ожидал. Скорее, ничего другого ожидать не было оснований. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в новом веке младенческая смертность в России выше в разы, чем в странах Евросоюза, и материнская смертность, и смертность от болезней сердца и сосудов… Сильно, очень сильно наша страна отстает от них и по показателям ожидаемой продолжительности жизни и здоровой жизни. Только-только удалось приостановить стремительное падение России в демографическую яму — страна вымирала, теряя по миллиону человек в год!
Другой парадокс, который бросается в глаза: массовые сокращения медиков идут на фоне… острой нехватки кадров. В 2010 году Минздравсоцразвития констатировало: дефицит врачей в России составляет 27 процентов. В 2012 году не хватало почти 1 миллиона врачей и среднего медсостава: в амбулаторном звене — детских онкологов, ревматологов, нефрологов, пульмонологов, диетологов, в стационаре — анестезиологов, реаниматологов, онкологов, фтизиатров… Самый известный врач в стране глава Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль сказал тогда:
— У нас катастрофа с кадрами!
Еще парадокс. Массовое закрытие медучреждений и увольнение медиков чиновники из правительства Дмитрия Медведева называют почему-то исполнением майских указов президента Владимира Путина — резко увеличить оплату труда в системе здравоохранения. Если зарплаты медикам и подрастают, то отнюдь не за счет «фактического увеличения заработка», как отмечено в отчете СП. А всего лишь за счет переработок медперсонала. Редко найдешь среди них работающих на одну ставку.
И еще парадокс. Ни для кого не секрет, что т.н. реформа здравоохранения была задумана и проводится с одной целью — сократить расходы государства на медицинскую помощь населению страны. Сэкономить на нашем здоровье!
Правительство министров-капиталистов даже не может уяснить себе, что хорошо лечить и заботиться о здоровье граждан гораздо выгоднее. В специальном исследовании академика Рафаэля Оганова, которое было опубликовано несколько лет назад, прямо доказывалось: потери от инфаркта обходятся экономике страны в 2,5 раза дороже, чем полноценное лечение больных. А ведь инфаркты составляют большую часть болезней систем кровообращения, которые занимают по смертности первое место в стране. Экономический ущерб составил в 2009 году более 74 миллиардов рублей или 0,2 процента ВВП — умирают люди трудоспособного возраста, да и выплаты пособий по инвалидности в сумме обходятся государству недешево.
А воровать меньше не пробовали чиновники?!
Вот очередной парадокс. Почему так всполошил вдруг всех этот отчет Счетной палаты, в котором можно сказать резко раскритикована реформа Минздрава даже на основании лишь промежуточных итогов? Цели оптимизации системы здравоохранения не достигнуты — медпомощь не стала ни доступней, ни эффективней, сделали вывод аудиторы. Разве они сказали что-то новое?
Та же Счетная палата в прошлом году высказывала Минздраву свои претензии сначала по госпрограмме «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 годы. Чиновники считали важным уменьшить в эти годы уровень обеспеченности населения врачами, отказались от системности в организации охраны здоровья… Потом сообщила, что Минздрав не выполнил поручение по формированию стандартов оказания медпомощи в стране. (Независимые эксперты посчитали нужным тут же добавить: Минздрав и не собирался это делать, у государства на это просто денег нет).
В общем, перечислить все парадоксы вряд ли и возможно. Но вот об одном, последнем умолчать просто невозможно.
Счетную палату, которая столь бдительно следит сегодня за Минздравом, возглавляет Татьяна Голикова. Та самая, которая руководила подотраслью на посту главы Минздравсоцразвития. И как раз Татьяне Голиковой и ее подчиненным принадлежат все подготовительные материалы и начало практической работы сначала по «инфраструктурной модернизации» здравоохранения, потом — госпрограмм и реформы…
Директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович еще пару лет назад сказала: «Я боюсь того, что назревает в системе здравоохранения».
Она была права.
Ольга КИТОВА
политический обозреватель «НВ»