Товарное изобилие, которое несмотря на санкции, изображают сейчас магазины, в одночасье может превратиться в пустые полки. Подтверждение тому — специальный репортаж нашего брянского корреспондента.
Испокон веку повелось: в трудные моменты жизни запасаться спичками и солью. Как перед войной. Это качество заложено в генах россиян. Как услышит краешком уха о пред-стоящих трудностях, так тут же устремляется в магазин.
Беда, если все горожане или сельчане это делают одновременно. К чему это может привести? К опустошению полок. Один хорошо знакомый мне предприниматель, который торгует на рынке в Почепе (районный центр в Брянской области. — Ред.), признался:
— Продавцов мало, так как людям нечем торговать. Товаров тоже кот наплакал — никакого запаса. Что выставили на прилавки, то и есть. Вот поэтому — из-за дефицита продуктов — на них держат высокие цены. Поэтому если случится паника, весь товар сметут в один день. И районом, и областью утеряна продовольственная безопасность.
Такие мысли мне приходилось слышать и в Брянске. А поэтому вполне реальна ситуация, о которой знают все покупатели: товарное изобилие, которое изображают магазины, в одночасье может превратиться в пустые полки. Что такие страхи существуют, можно было судить и по сцене, увиденной в магазине. На выходе из торгового зала разговаривают оператор на кассе и, судя по всему, знакомые ей молодые женщины. Одна из них вдруг ни с того ни с сего громко, чтобы было слышно во всем зале, произносит: «А соли не купила». Все покупатели, которые в эту минуту были в магазине, вздрогнули. Наверное, каждый подумал: «Я тоже не взял соли. Надо взять, на всякий случай».
Во вторник после работы сел в троллейбус. Людей полный салон. На одной из остановок заходят женщина и мужчина, и он тут же, громко начинает разъяснять спутнице, почему нужно срочно купить то ли телевизор, то ли холодильник. «Деньги обесценятся, — говорит он, — а это какой-никакой — товар». У многих пассажиров, кто слышал их разговор, наверное, екнуло сердце.
Утром следующего дня возле Сбербанка по улице Горького в Брянске увидел очередь — возле банкомата стояло человек семь. Спросил, кто последний в очереди. Женщина у аппарата сказала, что еще не заложили деньги в банкомат, придется подождать. Почему бы нет? Могу и подождать. Пошел на работу, чтобы прийти еще раз по ее окончанию. А знакомые и в шутку, и всерьез весь день рассказывали о «денежной ситуации» в Брянске. «Люди с ума посходили», — говорил молодой мужчина. «Позвонила дочери и предложила купить стиральную машину. Одна есть, а другая будет в запас. Но дочь не согласилась». Ее подруга делилась: «У меня дома в каждой комнате — телевизор, еще на кухне. Даже не знаю, что делать — покупать еще один или нет». Четвертая заявила: «Уже все раскупили, ничего не осталось в магазинах. Имею в виду крупные покупки — холодильники, стиральные машины, телевизоры, компьютеры».
После работы пошел к Сбербанку. Банкомат не работал, как потом узнал, его не успевают заправлять деньгами. Сведущие люди подсказали, что деньги отпускают в операционном зале. Зашел. А там людей как всегда два — три человека. Почему нет толпы желающих снять свои вклады? Ведь в городе «денежный ажиотаж». Сотрудники разъяснили, что все банковские карты работают, ни одна не заблокирована. А слухи, которые распространяют недоброжелатели, не соответствуют действительности. Свои «кровные» я получил без всякой проволочки. И даже пожалел, что мое волнение так быстро прекратилось.
Решил посмотреть на пустые залы магазинов, из которых якобы сметены все бытовые приборы. Бежицкий универмаг. Отдел «Технопарк». Товары на месте. Единственное, что изменилось: на ценниках цифры, которые превышают прошлые в три — четыре раза. Покупателей кот наплакал. Видно, нет желающих купить стиральные машины за 40–50 тысяч рублей. То же самое можно сказать о дорогущих холодильниках (у этих на ценниках встречаются даже трехзначные цифры). Может, здесь намеренно подняли цены, чтобы извлечь сверхприбыль или, наоборот, охладить пыл у горожан, которые спешат избавиться от «деревянных».
В небольшом отделе, расположенном напротив «Технопарка», продают фототовары и мобильные телефоны. Удивила цена мобильников. Они как стоили 700–800 рублей, так и сейчас стоят столько же. Поинтересовался у продавцов: «Почему не повысили цены? Ведь все повышают сейчас?» Девушка понимающе улыбнулась и, чтобы не вступать в долгие разъяснения, сказала: «Нам не было команды». Хотя телефоны стоят недорого, я не стал их покупать. В сумке и карманах у меня и без того три мобильника, куда больше? Вот сломаются, тогда и приду за покупкой. То же самое могу сказать о холодильниках, телевизорах и прочих бытовых приборах.
По телевизору говорят о курсе доллара по отношении к рублю. Брянцев это почему-то не волнует. Правильно утверждает председатель бюджетного комитета Госдумы, адвокат Андрей Макаров: простого человека беспокоит цена хлеба, молока и других товаров первой необходимости. Если они стабильные, остаются на прежнем уровне, то никакая инфляция им не страшна. И к нынешнему «финансовому ажиотажу» они относятся, как к чему-то стороннему. Действующие лица — власти, крупные предприниматели, распространители слухов, явные и мнимые «паникеры», свои и зарубежные. А рядовые граждане — зрители захватывающего действа.
Николай ЕГОРОВ
cобкор «НВ»
БРЯНСК
NB!
Этот репортаж был подготовлен под занавес минувшего года. А что произошло сразу после новогодних праздников? Почувствуйте, как говорится, разницу.
В наступившем году областным властям пока удается сдерживать цены на основные продукты. Например, на хлеб они остаются прошлогодние, на молочные продукты повысились всего на 1,1 процента. А вот яйцо куриное теперь не золотое, а бриллиантовое. В гипермаркете «Магнит» нижний предел — 54 рубля, верхний — около 70 рублей, в «Линии» — и того выше. Яблоки, бананы, картофель, морковь, капуста в новом году стали дороже еще на 5–30 рублей, или от 10 до 200 процентов. Хурма, ананасы, мандарины и другие заморские овощи и фрукты уже давно преодолели психологический максимум — стоят от 80 до 130 рублей. И это в больших магазинах. А в маленьких — они еще дороже. Перед Новым годом говяжий, свиной и куриный фарш продавали по «старым» ценам. А 11 января, например, на четверть дороже.
Продавцы ссылаются на отпускные цены, налоги, транспортные издержки, из-за которых якобы они вынуждены повышать цены. А еще у них есть разрешенные 29 процентов — торговая наценка. Вот и получается высокая цена. Покупатель же ощущает одно: как торговцы и те, кто оказывает им разные услуги, опустошают его карманы.