Чтобы сделать журналистское слово по-настоящему действенным, нужно высвободить региональные СМИ из-под финансовой зависимости от местных властей и переподчинить их федеральному Центру.
В беседе со мной один из бывших руководителей Брянской области сказал, что он перестал смотреть передачи местного телевидения. Причина в том, что в сюжетах искажается правда. Конкретно, нарушаются все принципы анализа: единичное выдается за общее, нарушается связь фактов и явлений и так далее. Кроме того, ясно видишь заискивание журналистов перед власть предержащими.
С его оценкой нельзя не согласиться. Такой «грех» существует также у пишущей и снимающей братии. И объяснить природу его появления не так сложно.
Если взять, к примеру, государственный, региональный и муниципальный телеканалы, то можно с уверенностью сказать, какому богу они молятся. Прежде всего — соответствующим органам власти. А если учесть, что в стране выстроена строгая управленческая вертикаль и налажена схема назначения должностных лиц, то можно утверждать и другое: в редакциях будут преклоняться перед всеми властными структурами. Если говорить о заискивании, подхалимаже и тому подобном.
Такие телеканалы исполняют свою роль — быть частью управленческой структуры. Доносить до телезрителей информацию о важнейших решениях органов власти, рассказывать о деятельности губернатора, регионального правительства, глав муниципальных образований, местного самоуправления. И, как ни скучно журналистам заниматься такой работой, она необходима. Так как власть обязана доносить до населения свои решения, а оно, население, должно, в свою очередь, знать о них.
В таких условиях журналистская отдушина — рассказывать, используя все свои творческие способности, о том, как исполняются эти решения. Вот и появляются телерепортажи и другие материалы о ремонте и строительстве дорог, субботниках и воскресниках по уборке территории городов и поселков, переселении людей из ветхого и аварийного жилья и т.д. Тем много, как много и самих этих решений. Здесь главное — оставаться в рамках дозволенного, идти в фарваторе, определенном этими решениями. И если допускать критику, то дозированную и мелкую, причем работников, стоящих на самой низшей ступени иерархической лестницы.
В отношении телеканалов можно сказать известной фразой: кто платит, тот и заказывает музыку. Все они (ГТРК «Брянск», «Губерния», «РенТВ») прямо или косвенно (через договора на услуги) получают бюджетные деньги. Этим и определяется характер телепередач. Руководство телеканалов, чтобы не потерять источники финансирования, будет придерживаться заданных правил и требовать того же от журналистского коллектива. Каждый отдельный сотрудник оказывается перед дилеммой: выполнять эти требования или оставить работу? К сожалению, большинство выбирает первое, оправдывая свой поступок тем, что в талантливо выполненной работе телезрители увидят больше, чем показано.
Немного возможностей для маневра и у частных телеканалов, которые держатся за счет договоров с органами власти и управления (на оказание информационных услуг), спонсорских средств и рекламы. Эти должны еще больше подлаживаться под требования заказчиков. При этом заказчики тоже бывают приемлемыми или нет. Если кто-то хочет поместить, говоря журналистским языком, «бомбу» под чью-то чиновничью репутацию, руководитель телекомпании десять раз подумает, ЧТО он выиграет от этого и ЧТО проиграет. Так как материалов «взрывного характера», как правило, не бывает, то можно сделать вывод: руководство предпочитает бюджетное финансирование как более надежное и постоянное.
Ситуация с телеканалами повторяется и в других средствах массовой информации Брянской области. На бюджетные деньги выпускается «Брянская учительская газета». Ее можно отнести к ведомственным, отраслевым изданиям. Название говорит само за себя. В ней преимущественно помещаются материалы для учителей, преподавателей вузов, средне-специальных учебных заведений и воспитателей детских садов. Их авторы рассказывают о передовом опыте, методике преподавания или воспитания и так далее. Конечно, бывают и критические материалы, но они укладываются в рамки, заданные региональной властью. Даже когда помещали в ней полемические статьи, направленные против бывшего губернатора Юрия Лодкина, читатели понимали, что «гнобят» соперника на выборах действовавшего в то время губернатора Николая Денина (последнего президент РФ Владимир Путин в сентябре текущего года снял с должности в связи с утратой доверия). В таких условиях журналистам, работающим в этой газете, остается довольствоваться тем, что они, если говорить словами Михаила Шолохова, руководствуются сердцем, а сердце их принадлежит департаменту образования а, если брать шире, региональной власти.
Областной газетой «Брянские факты» руководит Владимир Пронин. Издание частное. Оно было создано им после принудительного увольнения с должности главного редактора «БК-Факта». Вину за свое увольнение он возлагал на главу администрации области Юрия Лодкина. Естественно, во время выборов Владимир Пронин поддерживал команду Николая Денина, которая пришла на смену лодкинцам, и по договору за информационные услуги его издание получало бюджетные деньги. Так как главный редактор был депутатом областной Думы, то он лучше других ориентировался в политических веяниях и в зависимости от этого строил газетные выступления. Публиковались и хвалебные (выпускалась даже страница «Губерния»), и критические материалы, но последние чаще всего были направлены против оппозиции действовавшей власти. Судя по статьям и заметкам журналистов газеты, их позиция не отличается от редакторской.
Газету «Брянский перекресток» многие политики называют карманной. Бывший ее главный редактор Анатолий Теребунов и ведущий сотрудник издания Алексей Кострыкин в настоящее время занимают видные места в областном правительстве (первый — зам. губернатора, а второй — начальник аналитического управления). Не без их помощи, как полагают их коллеги из других изданий, было принято решение о публикации в этой газете законов областной Думы, постановлений губернатора и правительства. А каждая публикация — это приток бюджетных денег на счета редакции. Вот поэтому за такое право борются и другие издания. Но на протяжении нескольких последних лет им не удавалось победить. Опять же бюджетное финансирование налагает на редакцию негласные обязательства: публиковать материалы, угодные властям. И свобода журналистского творчества выражается в том, чтобы как можно лучше выполнить этот заказ.
По-настоящему оппозиционной можно считать только одну областную газету — «Брянский рабочий». Она издается за счет подписки, рекламы и благотворительной помощи предприятий и организаций. Пример «Брянского рабочего» показывает, что журналистское слово тогда правдиво, действенно, влиятельно, когда газета оторвана от бюджетных средств. По крайней мере, от тех денег, которые предоставляют областные власти. Здесь уместно было бы вспомнить опыт двадцатилетней давности. В начале 1990-х годов в Брянской области выходила межрайонная газета «Славянский голос». Она финансировалась Министерством печати и массовых коммуникаций РФ и была независима от региональных и местных властей. Естественно, она критиковала брянских чиновников любого ранга. Тогда говорили, что на место «районок» придут межрайонные газеты. Причем не только на Брянщине, а по всей стране. Но этот опыт после 1994 года почему-то не прижился (прекратилось финансирование из федерального центра, и редакция не смогла потянуть издание).
В настоящее время сохраняется прежняя, еще советская, система изданий. В районах и крупных городах выпускаются газеты, чьими учредителями являются органы власти и коллективы редакций. Эти издания целиком можно отнести к части управления территорией. Львиную долю газетной площади занимает региональный и местный «официоз», далее публикуются рекламные материалы и объявления. Характер журналистских материалов примерно одинаков — это справки, отчеты, сводки, восхваление местных руководителей (главы города, района или поселения, депутатов от руководящей партии и т.п.), информация о выполнении решений властей, а также зарисовки о хороших людях. Стоит ли издавать такие газеты? Безусловно. Жители района или города должны знать, что у них делается.
Конечно, в таких газетах не поместят критические статьи о действующей власти, мнение журналистов по тем или иным политическим или экономическим событиям (если прежде не дат оценку руководитель территории). Обратная связь по большинству больных вопросов отсутствует. Не поэтому ли на местах бытует мнение, что власть оторвалась от народа и не выражает его чаяния?
«Обратную связь» в виде самоиздатов пытаются реализовать отдельные энтузиасты. В Почепском районе, например, депутат райсовета Анатолий Козлов выпускает газету «Судость». Она раз или два раза в месяц бесплатно распространяется среди населения. Издается за счет личных сбережений учредителя и главного редактора или спонсорских средств, которых, наверное, не так много, если газета то и дело предупреждает читателей о финансовых трудностях. Депутат и другие авторы (местные оппозиционеры) своими статьями замахиваются даже «на святая святых» — главу района и его окружение, о работе которых «районка» привыкла писать только хвалебные отзывы. Как быть самоиздатам? У них и тираж не более 999 экземпляров, и они нигде не зарегистрированы, и подписчиков нет. Единственное, что у них есть — доверие жителей. Пользуется доверием и сам Анатолий Козлов, поэтому его раз за разом почепчане выбирают своим депутатом то в районный, то в городской Советы.
В Брянске, помимо областных и ведомственных, выпускаются и партийные газеты. Они находятся в оппозиции к действующей власти, в которой большинство должностей занимают представители «Единой России». Издают за счет партийных средств, а также помощи читателей и спонсоров. Естественно, в статьях выражается партийная позиция, которую разделяет часть жителей Брянщины. (Это показали и выборы 14 сентября: коммунисты и социалисты представлены на всех органах власти — от муниципалитета до областной Думы). Имея четкую партийную позицию и следуя ей, меньше всего думаешь о доверии чиновников и депутатов. У них свои партии, и они следуют их решениям.
В такой пестроте отношений (взаимодействий, отторжений) трудно судить о самостоятельной роли большинства журналистов. Они становятся передаточным звеном, посредниками между властью и обществом, между партийными органами и электоратом. Не они задают правила игры (за них это делают учредители, заказчики, рекламодатели, спонсоры), а поэтому их задача — следовать этим правилам и не нарушать их. Чтобы выделить эту профессию среди других, сделать журналистское слово по-настоящему свободным, нужно СМИ освободить от финансовой зависимости от региональных и местных властей и переподчинить их федеральной. То есть вернуться к тому доброму, что было сделано в начале 1990-х годов. Еще живы прежние министры печати, надеюсь, сохранились их наработки по реформированию печати, известен им и положительный опыт, накопленный в те годы. Надо поднять те старые документы и предложить нынешнему Правительству РФ. Владимир Путин и Дмитрий Медведев постоянно говорят о повышении эффективности и качества управления. Задача необходимая. Но одним чиновникам, без общественного контроля, с ней не справиться. А при помощи средств массовой информации, выведенных из региональной и местной «кабалы», это, уверен, можно будет сделать гораздо быстрее.
Николай ЕГОРОВ,
член Союза журналистов России
БРЯНСК