70 лет назад войска 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И. С. Конева освободили Львов от немецко-фашистских захватчиков.
В советские времена эта дата торжественно отмечалась властями и жителями города. Однако после провозглашения независимости республики она была объявлена в регионе траурной, так как, по мнению национал-патриотов, символизировала «оккупацию, закабаление свободолюбивого украинского народа тоталитарным московским режимом».
Кощунственный перекос истории: именно в этот же день, 27 июля, бандеровцы чествуют ветеранов дивизии СС «Галичина», «геройски» противостоявших вместе с гитлеровцами наступавшим советским войскам. Потерпев в конце июля 1944 года сокрушительное поражение в «Бродовском котле» и потеряв 80 процентов личного состава (почти 14 тысяч из 17-тысячного соединения), украинские недобитки в немецкой форме в панике драпанули на запад, спасаясь от возмездия.
В боях за неофициальную столицу Западной Украины наши воины проявили массовый героизм. 79 полков, дивизий и корпусов получили почетное наименование «Львовские», а 116 были награждены орденами. Государственных наград удостоились тысячи бойцов и командиров. Героями Советского Союза стали командир 7-го гвардейского танкового корпуса генерал-майор С. Иванов, командир 63-й гвардейской танковой бригады полковник М. Фомичев, командир мотострелкового батальона капитан А. Ишмухаметов, командир танка сержант К. Кулешов, командир отделения автоматчиков сержант В. Вердиев, механик-водитель танка старший сержант Ф. Сурков…
Расскажу о подвигах Федора Павловича Суркова и Александра Порфирьевича Марченко, который был стрелком-радистом в одном с ним экипаже боевой машины Т-34 с надписью на броне «Гвардия».
В ночь с 20 на 21 июля 1944 года наши танковые соединения совершили маневр и появились на южной окраине Львова, где гитлеровцы меньше всего их ожидали. В авангарде двигался батальон капитана Павла Чиркова. Бои начались на улицах. Преодолевая ожесточенное сопротивление врага, выбивая оборонявшихся из каменных кварталов, наши воины теснили их к центру.
Чтобы не допустить больших разрушений старинных зданий и быстрее деморализовать фашистов, командир 63-й танковой бригады полковник М. Фомичев приказал экипажу лейтенанта Александра Додонова прорваться к ратуше и водрузить на ее башне красное знамя. Выбор был закономерным: стрелок-радист старшина Александр Марченко до войны работал во Львове и отлично ориентировался в лабиринте узких улиц, знал, как кратчайшим путем выйти к зданию магистрата на площади Рынок.
Ведя огонь на ходу, уклоняясь от артогня, «Гвардия» все ближе подбиралась к заветной ратуше. В полдень 23 июля механик-водитель старший сержант Федор Сурков подогнал танк к ее главному входу. Командир орудия старший сержант Николай Мельниченко отбивал контратаки. А соскочившие с брони автоматчики кинулись следом за старшиной Александром Марченко внутрь магистрата.
Рукопашные схватки на лестницах и этажах были скоротечными. Добравшись до двери в башню, Александр Марченко вышиб ее гранатой, затем застрелил наблюдателя-корректировщика на крыше. Сорвав с флагштока нацистское полотнище, он прикрепил к тросу и поднял вверх заполыхавший на ветру алый стяг. Советские воины, увидев над ратушей победное знамя, усилили натиск на всех направлениях. К 27 июля Львов был полностью очищен от захватчиков.
Но не всему экипажу танка «Гвардия» посчастливилось порадоваться вместе с однополчанами разгрому врага. Старшина Марченко после водружения флага был ранен автоматной очередью, выпущенной гитлеровцем из окна соседнего здания. Бросившийся ему на помощь санинструктор батальона Константин Рождественский тоже был сражен пулями. Николай Мельниченко, довернув орудие, одним снарядом уничтожил фашистское гнездо.
Марченко еще был жив. Боевые побратимы повезли его в танке в медсанбат. Однако попали под обстрел тяжелых орудий с Княжьей горы. Осколок снаряда угодил храбрецу в голову. Саша скончался на руках у Федора Суркова.
Погиб и командир танка лейтенант Додонов. В экипаже произошли вынужденные замены, однако он по-прежнему не выходил из боя. За шесть суток сражения в городе боевая машина «Гвардия» подбила и сожгла восемь вражеских танков, вывела из строя девять орудий, уничтожила более сотни гитлеровцев. Механик-водитель Сурков буквально творил чудеса, маневрируя среди каменных коробок-домов на узеньких улицах, стремясь уберечь борта своей боевой машины от огня засевших в полуподвалах немецких солдат с фаустпатронами. На подходе к Высокому Замку танк все-таки угодил в засаду. И Федор Сурков, и командир орудия Николай Мельниченко были тяжело ранены…
Все члены экипажа «Гвардия» были награждены. Гвардии старшина Александр Марченко посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени. А вернувшемуся в боевой строй после лечения в госпитале и продолжавшему отважно сражаться гвардии старшему сержанту Федору Суркову Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза.
Александр Марченко и 18 его однополчан похоронены в братской могиле на Холме Славы — мемориальном кладбище, где покоится прах сотен советских воинов, отдавших свою жизнь в борьбе за честь и свободу Родины. Увы, в последние годы здесь все чаще совершаются акты вандализма. Так называемые «ветераны национально-освободительного движения» и доморощенные нео-бандеровцы оскверняют памятники, раскалывают надгробные плиты, срубают березки и плакучие ивы. Городские улицы, названные в честь Федора Суркова и Александра Марченко, переименованы. Танк «Гвардия», гордо возвышавшийся на постаменте в одном из скверов, отправлен на переплавку.
В то же время власти не жалеют бюджетных средств на мемориалы, возвеличивающие «героев нации» из дивизии СС «Галичина», Украинской повстанческой армии и прочих бандитских вооруженных формирований. Еще бы — они боролись против «советской оккупации»! Приверженцы национал-фашистской идеологии карательными методами «перевоспитывают» сейчас жителей востока страны, внушая им свое понимание истории. Перекраивая страницы прошлого, они раздувают острые межнациональные конфликты, доказывая своей человеконенавистнической деятельностью злободневность призыва чешского писателя Юлиуса Фучика: «Люди, будьте бдительны!».
Юрий КИРИЛЛОВ
собкор «НВ»
ЛЬВОВ