Тайна «прозрачной брони»

Во время Великой Отечественной она спасла сотни жизней летчикам, хотя история ее производства долгое время оставалась под грифом «совершенно секретно».

 

Тайна «прозрачной брони»«К-4» — так называлось челябинское предприятие (впоследствии — завод «Оргстекло») по выпуску «прозрачной брони», из которой во время Отечественной войны делались защитные козырьки для кабин советских штурмовиков и истребителей.

 

Секретный завод строился на скорую руку

 

«К-4» — именно под этим шифром выпускалось бронестекло, которое защищало кабины самолетов. Завод располагался в Ленинграде, однако в 1941 году город оказался в окружении, и предприятие эвакуировали в Челябинск, где под него выделили здания двух местных заводов, до войны выпускавших дрожжи и безалкогольные напитки.

Переехавший завод испытывал огромные трудности из-за отсутствия квалифицированных рабочих и инженеров. Из Ленинграда в Челябинск прибыло только шесть инженеров и пять рабочих. Что могла сделать эта кучка для завода?

А зачем, собственно говоря, была нужна эта «прозрачная броня»?

 

«Бетонный самолет» не падал, даже если превращался в сплошную дырку

 

В начале войны немецкие асы были вне конкуренции. Доставалось всем, но если летчика-истребителя в среднем сбивали после 64 вылетов, то пилот Ил-2 оказывался на земле после 3–4 штурмовок. В 1941 году штурмовик мог получать звезду Героя за 10 вылетов. Хочется написать — «всего лишь за 10 вылетов». Но не получается. Немецкая зенитная артиллерия работала четко. В 41-м это звание получил только один летчик штурмовой авиации. Всего лишь один.

При всем при этом, Ил-2 был поразительно живучим самолетом. В Красной Армии он получил прозвище «летающий танк». А немцы называли наш штурмовик «мясорубкой», «черной смертью» и «бетонным самолетом». Снаряды и пули превращали его в сплошную дырку, а он летел. Например, самолет лейтенанта Беляева после задания имел 350 пробоин, 20% обшивки было сорвано, но самолет до аэродрома дотянул. При посадке фюзеляж самолета издал звук «хрясь!», и переломился надвое. Но экипаж не пострадал. А выживать летчикам помогала броня: стальная, которой был прикрыт корпус самолета и спинка сиденья пилота, и стеклянная — из нее был сделан козырек кабины.

 

Стекло прочное, как товарищ Сталин!

 

Остекление кабин самолетов делали из прозрачного пластика — плексигласа. Он был непрочный. Пуля, выпущенная из трехлинейной винтовки с 30 шагов, разносила плексиглас на куски. Тогда придумали покрыть его поверхность защитным слоем из закаленного стекла — сталинита (названо в честь тов. Сталина!) при помощи специальной бесцветной пленки. Сталинит — это закаленное стекло, которое проходит обязательную термическую обработку. Она усиливает его механическую прочность как минимум в 5 раз по сравнению с обычным стеклом. Во время удара снаряда или пули стекло рассыпается на тысячи осколков. Они имеют тупую форму и не причиняют вреда членам экипажа самолета.

Сталинит накладывался не цельным листом, а отдельными плитками, так называемыми «таблетками», тщательно пригнанными одна к другой. Наружный экран гасил ударную силу пули. Ударившись в «таблетку», она оставляла на ее поверхности трещины, но не пробивала стекло, при этом оставшаяся часть стекла оказывалась нетронутой. Испытания изобретения, к которому был причастен ленинградский ученый Григорий Зискин (он был эвакуирован в Челябинск), консультировал всемирно известный академик Абрам Федорович Иоффе и его ученик, один из основателей российской ядерной энергетики, Анатолий Петрович Александров. Прочность изделия всех устраивала, а вот добиться идеальной прозрачности бронированного стекла советским ученым не удалось. Что делать? Спор ученых помог разрешить конструктор Ильюшин, который высказался против нереальных на тот момент требований. При бомбежке от летчиков иногда требовалась ювелирная точность, но не настолько, чтобы довести чистоту стекла до качества телескопа. Война, все-таки, дело грубое.

 

Тайны брони знали специалисты по лимонаду

 

Официально 10 июня 1942 года в Челябинске началась пробная эксплуатация предприятия. А с июля завод приступил к выпуску продукции. Знаете, кто варил секретное стекло? Да те женщины, что варили дрожжи и специалисты по лимонаду — их срочно начали обучать новой сложной профессии.

— Никогда прежде я не видел, чтобы люди работали так самоотверженно, — рассказывал директор завода Зуся Шульман. — Вспоминаю лучшую нашу шлифовщицу Марию Миргаязову. — Она пришла к нам из ФЗО 15-летней девчушкой, а через полгода у нее появились уже свои ученики. Светлая голова была у рабочего Кириллова. Он первым предложил обрабатывать оргстекло не на металлорежущих станках, как это принято было по технологии, а на более скоростных — деревообделочных. Это новшество резко подняло производительность труда станочников. А казалось бы, все так просто.

 

Советские летчики смотрели на врага через челябинское стекло

 

Сначала прозрачная авиационная броня отправлялась для оснащения Ил-2, однако уже к концу войны все типы боевых самолетов были оснащены бронестеклом. Для сравнения: в начале 1945 года челябинский завод за день вырабатывал больше продукции, чем ленинградский давал в 1941 году за месяц.

— У отца хранились десятки писем летчиков, в которых они благодарили его за то, что бронестекло спасало их во время боя, — рассказывала дочь Григория Зискина — Эмилия Волкова. — С одним из пилотов, который впоследствии стал генералом, папа подружился на всю жизнь.

А Зуся Шульман, в свою очередь, вспоминал:

— Однажды в Челябинск с фронта прислали образцы материала, который фашисты применяли в качестве стеклоброни для кабин самолетов. Оказалось, это всего лишь утолщенное силикатное стекло, прошедшее закалку. Пуля пробивала его. Видимо, секрет нашей трехслойной брони немцами не был раскрыт.

 

Сергей СМИРНОВ

Похожие статьи

Send this to a friend