Вклад советских разведчиков в великую Победу трудно переоценить. Они первыми сообщили о готовящемся нападении Гитлера, своевременно предупреждали о планах фашистов, срывали операции Абвера…
Сколько фильмов о них снято, сколько книг написано. И ни одно произведение не отражает всего напряжения, отваги, изобретательности, проявленных этими героями. Сегодня мы вспоминаем яркие имена отечественной разведки.
Геворк и Гоар Вартанян: спасти «Большую тройку»
Зрители, смотревшие знаменитый фильм Александра Алова и Владимира Наумова «Тегеран-43», вряд ли догадываются, что в его основу лег подвиг реальных советских разведчиков-нелегалов, работавших под псевдонимами «Анри» и «Анита».
Геворк Андреевич Вартанян родился в 1924 году в богатой семье ростовского предпринимателя. Детство прошло в Иране и, в общем-то, для молодого человека были открыты самые заманчивые пути-дороги. Но он выбрал трудную и опасную стезю. Отец Геворка был связан с советской внешней разведкой, и в свои 16 лет, когда уже вовсю «пахло» войной, юноша стал ему активно помогать. Парень создал спецгруппу, состоящую из мальчишек и девчонок, они колесили по всему Тегерану на велосипедах, выслеживали фашистскую агентуру, которой кишел тогдашний Иран. В Москве, в Центре, высоко ценили их деятельность, серьезно относились к донесениям и называли их «легкой кавалерией». За два года ребята сумели разоблачить 400 человек, так или иначе связанных с немецкой шпионской сетью.
В компанию юных разведчиков входила бойкая красавица Гоар. Любовь всей жизни Геворка разделит его судьбу, станет не только женой, но и соратницей.
В 1943 году во время подготовки Тегеранской конференции группе Вартаняна удастся предотвратить покушение на лидеров «Большой тройки» — Сталина, Черчилля и Рузвельта, которое готовил Абвер. Благодаря тому, что конференция пройдет без осложнений, будет открыт второй фронт, и наша страна приблизится к Победе. Но это всего лишь одна страница насыщенной биографии четы Вартанянов. Достаточно сказать, что звания Героя Советского Союза Геворк Андреевич будет удостоен совсем не за этот подвиг. А вот за какой именно — эта информация находится под грифом «секретно» и, возможно, никогда не будет предана гласности. Говорят, что Юрий Андропов, подписывая документы на присвоение Вартаняну звания Героя, изумился: «Неужели все это сделал один человек?!»…
Не один, вместе с супругой. Шифрограмму из Центра о присвоении Геворку Андреевичу высокого звания, а его жене ордена Красного Знамени, принимала сама Гоар Левоновна. Побледнела, напугала мужа. А затем они на радостях отправились в ресторан и кутили там всю ночь.
Жизнь Вартанянов похожа на остросюжетный фильм: они жили в разных странах — часто под видом коммерсантов, в богатых домах с прислугой, общались с цветом европейской аристократии, посещали светские рауты — и добывали бесценную информацию для Родины… Единственное, о чем жалели — о том, что из-за работы приходилось обрывать человеческие связи, уезжать, не прощаясь, без надежды на будущие встречи… Специфика профессии. Однажды им пришлось бежать прямо с приема: они узнали человека из своей прошлой жизни, Гоар, опасаясь разоблачения, артистично разыграла внезапный приступ…
Переезжая из страны в страну, они трижды, но под разными именами играли свадьбу — так нелегалы узаконивали свой супружеский статус. Гоар Левоновна потом часто говорила: «Я счастливая женщина — три раза надевала свадебный наряд, а шла под руку с одним и тем же мужчиной». На что Геворк Андреевич неизменно отвечал: «Спасибо!». Они прожили вместе 65 лет. Геворк Андреевич, отличавшийся прекрасным чувством юмора, узнав, что 60-летняя свадьба называется «бриллиантовой», а 65-летняя — «железной» как-то даже прилюдно возмутился: «Чем дальше — тем дешевле, что ли?»…
Они были очень красивой парой: он высокий, статный, она — миниатюрная, изящная… Оба — модники, элегантные, аристократичные, и при этом — простые и теплые в общении.
В 2007 году Пресс-бюро Службы внешней разведки организовало им встречу с внучкой Черчилля Селией Сандис. Слушая скупой рассказ Геворка Андреевича о деталях Тегеранской конференции, женщина разрыдалась. «Спасибо, что спасли жизнь моему деду», — сказала Селия, а потом добавила: «Всю жизнь мечтала увидеть русского шпиона». — «Я не шпион, а разведчик», — мягко, но с достоинством возразил Вартанян.
Геворк Андреевич ушел из жизни в 2012 году. Гоар Левоновна тяжело переживает утрату, листает старый фотоальбом, со страниц которого они с Геворком улыбаются — прекрасные, молодые, счастливые. А еще она часто раскрывает изящную серебряную пудреницу с выгравированными силуэтами двух птиц — этот подарок еще там, в Тегеране, ей преподнес влюбленный Геворк…
«Майор Вихрь» из Книги рекордов Гиннеса
Накануне празднования 74-й годовщины Великой Победы Алексей Ботян получил сертификат о включении в российскую Книгу рекордов Гиннеса. Легендарный разведчик, ставший прообразом «Майора Вихря» из одноименного телефильма Евгения Ташкова, был признан рекордсменом среди всех Героев Советского Союза и России: в этом году Алексею Николаевичу исполнилось 102 года…
Несмотря на столь почтенный возраст, Ботян играет в шахматы, может поддержать беседу на немецком языке, он заглядывается на женщин и даже произносит тосты. На недавнем чествовании ветеранов в Пресс-бюро Службы внешней разведки он напутствовал молодым «иметь голову на плечах и быть патриотами».
Ровесник Октября, родившийся еще в Российской империи, доживавшей тогда свои последние дни, Алексей Николаевич в юности неожиданно для себя оказался гражданином Польши — именно к этой стране отошли родные для Ботяна земли Западной Белоруссии. Во многом по этой причине Алексей и вступил во Вторую мировую войну в самый первый ее день — 1 сентября 1939 года. Как польский гражданин, он проходил службу в польской армии, на момент начала войны был капралом зенитной артиллерии. Кстати, расчет, в котором он служил наводчиком орудия, успел уничтожить три фашистских юнкерса. Однако Польша вскоре капитулировала, а воинская часть, в которой служил Алексей, сдалась Красной Армии, освобождавшей оккупированные поляками западные территории Белоруссии и Украины. Так Ботян стал советским гражданином. Окончил педагогическое училище, поработал директором школы, а потом уехал в Москву на учебу в Высшую школу НКВД.
Осенью 1941 года был направлен в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения, где проходил подготовку к заброске на оккупированную фашистами территорию. В ноябре 1941 года в качестве командира разведывательно-диверсионной группы переброшен за линию фронта. Участвовал в обороне Москвы, работал в глубоком тылу врага в западных районах Украины и Белоруссии, в том числе и в составе крупных партизанских отрядов. Одной из самых значимых операций, проведенных Ботяном, является взрыв немецкого гебитскомиссариата в городе Овруч в 1943 году. Тогда было уничтожено 80 гитлеровских офицеров. За эту операцию Алексей Ботян был представлен к званию Героя Советского Союза, но награды так и не получил — по одной из версий, документы банально затерялись.
В 1944 году Алексей Николаевич получил задание Центра переправиться в Краков и отслеживать расположение и передвижение немцев. Ботяну удалось обзавестись агентурными связями, в результате он узнал о складе взрывчатки в Ягелонском замке, которую фашисты собирались использовать для уничтожения исторического центра Кракова. Алексею удалось найти человека, который смог бы установить в замке мину замедленного действия, и в разгар наступления Красной Армии 18 января 1945 года она была приведена в действие, вражеский склад взлетел на воздух. Краков уцелел.
Алексей Ботян провел также несколько разведовательных операций в Чехословакии, работал и в других европейских странах, однако данная информация по сию пору засекречена. Всю войну он прошел без царапины — и это, конечно, знак особенной Судьбы.
С середины 1980-х годов он консультировал молодых специалистов. Звания же Героя России — за краковскую операцию — был удостоен лишь в 2007 году — в 90-летнем возрасте.
Виталий Коротков: в паре с Фельфе
92-летний ветеран Великой Отечественной войны, участник битвы на Курской дуге, в том числе и сражения под Прохоровкой, награжденный орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, Виталий Викторович Коротков и сегодня — один из самых активных специалистов Службы внешней разведки. Он выступает консультантом многих фильмов и книг, часто и с удовольствием встречается со студентами и школьниками и рассказывает о тех страницах нашей истории, о которых умалчивают учебники.
В разведку пришел в начале 1950-х и прослужил здесь свыше 40 лет. За плечами Виталия Короткова деятельность в европейских странах, работа с ценными источниками информации. На особом месте — контакт с руководящим сотрудником западногерманской разведки Хайнцем Фельфе. Благодаря этой связи, СССР узнавал о многих операциях, планируемых западными спецслужбами против нашей страны. По свидетельству Виталия Короткова, Фельфе был идейным человеком, он не мог простить американцам бессмысленные бомбардировки его родного Дрездена и считал, что США и Великобритания нагнетают напряженность в отношениях с Советским Союзом и втягивают в эти распри немецкий народ.
В США уверены, что Фельфе передал советской разведке более 15 тысяч документов и выдал 100 агентов ЦРУ…
Несмотря на строжайшую 10-летнюю конспирацию, Фельфе в 1961 году был арестован властями ФРГ и приговорен к 14 годам заключения. Но в 1969 году, в результате умело проведенных переговоров, был обменян на 18 представителей немецкой и 3 представителей американской разведки.
Благодаря взаимодействию этих двух мужественных людей, наши страны прожили долгую жизнь в мире, «холодная» война не переросла в «горячую».
Илона ЕГИАЗАРОВА
Фото из архива Пресс-бюро СВР