Продолжаем следить за развитием событий в Грузии
Вслед за публикацией в прошлом номере «НВ» статьи из партнерской газеты «Мир новостей» («На холмы Грузии легла ночная мгла») сегодняшнюю обстановку в республике анализирует наш политический обозреватель Ольга КИТОВА.
Недовольство Грузией, ее самостоятельностью зрело на Западе давно. Но до поры до времени все оставалось в кабинетах и гуляло по коридорам между ними.
Внешне же ситуация выглядела почти прилично: страна готовилась к вступлению в Евросоюз, с Россией никаких дел не имела, релокантов приютила… Правда, вдруг (это для непосвященного в политические интриги населения) вырывалась наружу, на улицу. Разгулявшаяся оппозиция демонстрировала себя. Деньги-то надо отрабатывать…
Но пора наступила, время пришло.
«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным»
Летом 22-го Грузии не дали статуса кандидата в члены Евросоюза, и оппозиция тут же потребовала отставки правительства, пошумела, о себе напомнила, отчиталась. Попытки устроить «майдан» повторились весной 23-го. Нынешней же весной опять все пошло по тому же сценарию. Однако теперь страсти только накалялись: в октябре — выборы в парламент, в декабре — выборы президента.
И надо было сделать все, чтобы покончить с неугодной Западу властью Грузии. Тут-то вслух и была, наконец, названа главная причина: эта власть категорически отказывалась вступить в войну с Россией, открыть «второй фронт».
Основатель и почетный председатель партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили раскрыл грузинам страшную тайну: высокопоставленный чиновник одной из стран Запада прямо требовал у тогдашнего премьер-министра Ираклия Гарибашвили вступить в войну с Россией. И у них якобы состоялся такой диалог:
— Но сколько дней мы продержимся?
— 3–4 дня.
— И ради этих 3–4 дней вы нас уничтожаете?
— Так вас 3–4 миллиона. За эти 3–4 дня всех ведь не убьют. Потом начнете партизанское движение в лесу. Мы вам поможем…
Но рассказал об этом Бидзина Иванишвили только осенью, накануне парламентских выборов, чтобы грузины поняли, от какой беды спасают их власти. И нынешний премьер Ираклий Кобахидзе признался: один из еврокомиссаров прямо угрожал ему судьбой премьера Роберта Фицо.
И вряд ли то были единственные разговоры, и вряд ли только с премьерами…
Не сметь принимать законы, которые нам не нравятся!
Впрочем, открытую форму противостояние Тбилиси и Запада обрело еще весной. Когда парламент принял закон «О прозрачности внешнего влияния» — проще говоря, закон об иноагентах.
Суть его проста: организации, которые получают деньги из-за границы, должны зарегистрироваться в спецреестре. Причем касалось это только тех, в чьих бюджетах доля финансирования из-за бугра превышала 20 процентов. Кстати, в Грузии с населением 3,7 миллиона человек — около 10 тысяч НКО. По одной — на 370 грузин.
Вопли и прямые угрозы с Запада посыпались немедленно, когда законопроект был принят в первом чтении.
Главный дипломат ЕС Жозеп Боррель (теперь уже с приставкой «экс». — Ред.) строго предупредил: закон не соответствует основным нормам и ценностям, Тбилиси должен отказаться. Канцлер Германии Олаф Шольц назвал закон «неприемлемым». А США пригласили премьера на промывку мозгов, но с условием, что рассмотрение закона будет приостановлено, но премьер Ираклий Кобахидзе отказался от визита.
Саломе Зурабишвили, прыгнувшая из МИД Франции в президенты Грузии, объявила, что наложит на закон вето. А председатель оппозиционной партии Леван Хабеишвили заявил, что депутатам «должно быть стыдно, поскольку этот закон не нравится западным друзьям». И вывел на проспект Руставели молодежь — протестовать.
И когда закон был уже принят в конце мая, страсти не утихли. Грузины не уступали, Запад нажимал все сильней. Президент Франции, МИД Британии, Евросовет, Еврокомиссия, вице-президент США Камала Харрис прямо твердили: документ должен быть отозван!
Привлекли даже Венецианскую комиссию, и та послушно продиктовала: закон «навредит плюрализму и демократии в Грузии» и потому его надо отменить, вето президента не сметь преодолевать!
Но разве кто-то имеет право вмешиваться в дела суверенного государства? Или — командовать, что ему делать, какие законы принимать, а какие — нет?! Так ведь этот «демократический» Запад твердо уверен: только он и имеет такое право. Место всех остальных, выражаясь блатным языком, — у параши.
Однако страны уже не те. И 28 мая депутаты фракции «Грузинская мечта» поставили восклицательный знак: преодолели вето президента Саломе Зурабишвили. Закон вступил в силу!
Как сказала мне тогда депутат Рима Берадзе, она вместе с коллегами выполняет «патриотический долг по защите независимости и достоинства страны». И было понятно, от кого — от Запада, именно там находится «глобальная партия войны».
И буквально следом в парламент был внесен законопроект о запрете пропаганды нетрадиционного образа жизни, за сохранение семейных ценностей.
Страна на грани: война или мир?
Грузины решали, быть может, главный вопрос: какое будущее они хотят себе и своим детям-внукам? по какой дороге пойти? выбрать войну или мир? Или, как твердила продажная оппозиция, выбрать Евросоюз или Россию? Что и означало, по сути, и то же самое: война или мир?!
Предчувствуя свое поражение, оппозиция заранее кричала, что выборы будут нелегетимными. И президент Саломе Зурабишвили объявила итоги выборов — еще несостоявшихся! — сфальсифицированными.
Как и ожидалось, 26 октября победила «Грузинская мечта» — получила без малого 54 процента голосов и 89 мандатов, четыре оппозиционные партии вместе получили 37 процентов голосов и 61 мандат. Проиграв, оппозиция объявила об отказе от мандатов, бойкоте парламенту и потребовала перевыборов.
Причем иностранные наблюдатели, в том числе от ОБСЕ, признали: они не считают выборы сфальсифицированными. Ближайшие соседи Армения и Азербайджан не сомневались в их законности. Виктор Орбан, премьер Венгрии, которая председательствует пока в ЕС, лично прилетел в Тбилиси поздравить победителей.
И у оппозиции оставался один выход — выходить на улицу, готовить госпереворот. И вечером 28-го началось…
Кровавая ошибка? Возможно…
Ночь молодежь проводила на проспекте Руставели, пыталась штурмовать парламент, вступать в драки с полицейскими, а днем отсыпалась. И в принципе ее пыл уже начал остывать. Парламент 25 ноября начал свою работу, сформировал правительство и… И тут власти совершили ошибку, возможно, кровавую. Ведь оппозиция давно уже говорила, что нужна «сакральная жертва».
28 ноября власти объявили, что решили приостановить переговоры о вступлении в Евросоюз до конца 2028 года. Причем цель вступить в ЕС до 2030 года остается неизменной, и к тому времени на 90 процентов будут выполнены все условия подготовки для вступления.
И все началось по новой! Повод был найден!
И вот уже который день продолжаются протесты. Которые мирными называют только на Западе. Мирные — это когда обстреливают петардами, закидывают камнями, жгут покрышки, бьют машины (чужие) и витрины?! Когда зовут на улицы студентов и школьников?!
Это потом стало ясно: грузины сыграли на опережение — ожидалось заявление Еврокомиссии. Это был их ответ на резолюцию Европарламента: не признавать выборы в парламент, потребовать санкций против партии-победительницы.
Ну, и самое главное. Задолго до этого в ЕС сообщили: на предстоящие 5 лет план по расширению очень скромный, могут быть приняты одна или две балканские страны. Все.
Так что ничего нового власти Грузии народу не сказали. Подвело самолюбие? Прежде, чем тебе отказали, самому сказать «нет»? Хотя, думаю, сыграв на опережение, избежав унижения, власти сделали правильно. Другое дело, что объяснять надо было все и всем.
Г-жа президентша
А Саломе Зурабишвили, пользуясь тем, что у оппозиции нет своего лидера-харизматика, пытается сама сыграть эту роль. Ей плевать на оппозицию и, тем более, на грузинский народ — она ведь родилась и выросла во Франции, впервые попала в Грузию в 2003 году… послом Франции.
Она рьяно защищала интересы Запада, громко кричала о незаконных выборах, но категорически отказалась прийти в Главную прокуратуру и предъявить доказательства. А не обязана, как сказала потом.
Однако, видать, плохо защищала, а впереди ее ждет потеря места: полномочия истекают 14 декабря и переизбрание ей не грозит. И что? И кому она будет нужна?
И вот она объявляет: парламент и правительство Грузии незаконны, в отставку она не уйдет и забирает себе всю полноту власти до перевыборов парламента. Зовет народ на баррикады и обращается со скандальным призывом к детям: бросайте уроки, не ходите в школу, все — на улицу, все протестовать!
Давняя знакомая мне рассказала:
— Какие-то люди приходят в школы, собирают детей, куда-то вести их хотят… Родители начали дежурить на территории. Мой муж ходит тоже. А как же, единственный внук!
Грузинская православная церковь впервые открыто высказала свою позицию, выступив против этого дикого призыва: «надеемся, что после школьников вы не призовете детские сады участвовать в акциях протеста?». Церковь назвала преступлением эти призывы президента и других политиков.
Итак, напряжение не спадает. Что ждет грузинский народ? Время покажет. Нам со стороны остается только наблюдать. И сочувствовать. Нет, жалеть людей…
Ольга КИТОВА
политический обозреватель «НВ»
Фото: социальные сети.
Цифры и факты
Самыми первыми в мире закон об иноагентах придумали… в США — его приняли там еще в 1938 году. Он так и назывался «Закон о регистрации иностранных агентов». Причем американский закон — самый жесткий из всех существующих.
Под его действие подпадают все физ- и юрлица, представляющие интересы чужих компаний, чужих организаций, чужих стран. Ну, и чужие СМИ, куда ж без них. Все они должны отчитываться обо всех полученных ими деньгах, и делать это каждые полгода. А еще докладывать о контактах с гражданами США, какие темы обсуждали с ними…
Нарушителей ждет суровое наказание: штраф — до 10 тысяч долларов или тюрьма до 5 лет.
Есть в США и другие законы, которые также требуют регистрации чужаков, которые также следят за ними. В начале прошлого века был принят Закон о радио, в 1940 году — «Акт Вурхиса»…