О Полине Жеребцовой я узнал, когда вышла в свет ее документальная книга о чеченской войне. Ей было 9 лет, когда танки вошли в город, и началась долгая жизнь под пулями, бомбами и снарядами. И все эти «стреляющие дни» она вела дневник. Так и появилась эта книга — «Дневник Жеребцовой Полины».
Взгляд на войну детскими глазами пронзителен. Понятно, что там нет никаких идеологий и предвзятости. Ведь она оказалась ни на той стороне, ни на этой. А прямо на линии фронта. Впоследствии Полина скажет: «Я думала, когда меня убьют, люди найдут этот дневник. Я думала, люди прочитают этот дневник и поймут, что никогда не нужно воевать».
21.10.99 на Грозненский рынок, на котором Полина продавала газеты, упала ракета. Погибло много людей, но она выжила. Но только через пять месяцев ей сделают операцию и извлекут из ее тела 16 осколков.
Разрушенный дом, сгоревшее имущество, ранения… Но никому и в голову не пришло выплатить семье компенсацию. А Полине надо жить, ей надо лечиться. И тогда она обратилась в Тверской районный суд с иском о выплате компенсации (ответчики — Министерство обороны РФ и Министерство финансов РФ).
И тут началась судебная волокита. Сначала от нее потребовали уплатить госпошлину. Полина прокомментировала это так: «То есть, ознакомившись с делом о потери здоровья на войнах, судья решил, что я еще и должна этому государству заплатить! После того, как потеряла под бомбами родных, дом и все имущество».
Она уплатила и вот уже год ждет ответа и собирается обратиться в Страсбург. Не знаю, сколько она будет бороться за компенсацию, но знаю, что она вступила в изнурительное сражение с государством вовсе не из-за денег. Мне кажется, что она совершенно справедливо полагает, что власть обязана отвечать за свои поступки. Поскольку основное предназначение власти — забота о людях.
Недавно прочел информацию о том, что британские Военно-воздушные силы выплатили жителю графства Эршир компенсацию за смерть… попугая. Военный самолет слишком низко пролетел над домом, и птичка скончалась от страха. В качестве компенсации за утрату ее хозяин получил 2,2 тысячи фунтов!
Пресс-секретарь ведомства заявил: «Министерство согласно выплачивать компенсации, если будет установлена связь между полетами военных самолетов и причинением ущерба». И добавил, что в ведомстве «осведомлены о рисках военных полетов, поэтому безопасность не только наших пилотов, но и тех, кто на земле, является приоритетной».
Может быть, и наше Министерство обороны поможет тем, кто жил на линии фронта? Если безопасность для МО — приоритетна.
Акрам МУРТАЗАЕВ