Обложили оброком… детей

Почему наше государство одной рукой оказывает немощным помощь, а другой — вынуждает их платить дань?

С чего всe началось

Обложили оброком… детейС Еленой Пекаревой я знаком более 10 лет. Жили по соседству. Миниатюрная и жизнерадостная, она вызывала интерес всех парней в округе. Но свое сердце молодая девушка отдала красавцу-ВДВэшнику Александру Пекареву.

Они поженились. Через год после свадьбы Лена забеременела — подумать только! — тройней.

За месяц до родов я увидел ее плачущей. Шла навстречу, опустив голову, глотая слезы.

Не выдержал, остановил ее, стал успокаивать.

— Что случилось? — спросил.

Оказалось, намедни Лене нужно было поменять паспорт. Пошла в Октябрьский отдел ФМС Ставрополя и, простояв очередь, вошла, наконец, в заветный кабинет и протянула свои документы.

Прием в тот день вела майор полиции, заместитель руководителя службы ФМС Елена Кривошеева (здесь и далее имена действующих лиц изменены. — Ред.). Чиновная дама документы принять отказалась, заявив, что пропущен срок обмена паспорта, и теперь, согласно ст.19.15. КоАП, Пекаревой следует заплатить штраф 2 тысячи рублей, «после чего с ней будут разговаривать».

В соседнем кабинете Елене сунули бумажку с реквизитами банка, буркнув: «Плати две тысячи и приходи с квитанцией об оплате. Составим протокол, и тогда сдашь свои документы на обмен паспорта». Это все равно, что посадить человека за решетку, а потом разбираться, за что посадили.

Наверное, если бы в ситуацию не вмешался я как правозащитник и представитель СМИ, Лена так бы и заплатила из своего скудного семейного бюджета целых 2 тысячи рублей, оторвав их от еще нерожденных тройняшек.

После описанного инцидента я добровольно взял на себя функции покровителя семьи Елены и Александра Пекаревых.

А счастье было так близко

Леночка родила трех сыновей-близнецов.

На двухлетие детишек меня пригласили в гости. Обратил внимание на странность поведения тройняшек. Очень подвижные, эмоциональные, но — с явным нарушением двигательных и речевых функций и рассеянностью внимания.

Предложил Лене помочь организовать углубленное медицинское обследование близняшек и, в случае выявления отклонений в развитии, установить малышам статус «ребенок-инвалид».

Лучше бы я этого не предлагал.

Гневно сверкнув глазками и нахмурив брови, Елена резко ответила:

— Спасибо за помощь, но я мать и сама займусь их лечением. Тем более, что в наших планах подготовить их к поступлению в Ставропольское президентское кадетское училище. Мой муж контрактник ВДВ, участник боевых действий, защищал Цхинвал в грузино-осетинском конфликте. И мы решили, что наши сыновья станут офицерами.

Последующие два года Елена ко мне не обращалась. До меня доходила информация, что семья Пекаревых живет в стесненных условиях, а безработная Лена занята исключительно детьми. Что касается супруга, то он постоянно в командировках, связанных с военной службой.

Когда малышам исполнилось четыре года, по медицинским показателям они были признаны детьми-инвалидами. С этим, казалось бы, можно было как-то смириться. Ведь принимаемые правительством шаги по оказанию помощи многодетным семьям с детьми-инвалидами огромны: денежные выплаты, субсидии на коммунальные услуги, компенсации путевок в санаторий, бесплатное посещение дошкольных учреждений и прочие региональные меры соцподдержки. Но…

Жизнь Пекаревой стала бековой

В один из сентябрьских ночей мой сон прервал телефонный звонок. На экране высветился номер Елена Пекаревой. Тут же полезли дурные мысли, которые, увы, вскоре оправдались.

Взволнованная Лена поведала, что накануне вечером ее семью, проживающую в частном доме г. Михайловска, навестил сотрудник налоговой инспекции г. Ставрополя с требованием немедленно оплатить за троих сыновей-инвалидов налог на доход от продажи в марте 2022 года однокомнатной квартиры (по 18000 рублей с каждого ребенка). Затем посетить налоговую инспекцию для заполнения декларации о доходах близнецов за предыдущий год.

При этом чиновник крайне вежливо пояснил, что, в случае отказа от уплаты налога, инспекция инициирует судебное разбирательство с наложением ареста на имущество и расчетные счета семьи Пекаревых. Заплакав, Лена добавила: «Помогите… Для нас это большие деньжищи… Придется брать кредит, а мы и так закредитованы, и живем в доме, купленном Сашей в ипотеку…».

Попросил Лену принести все имеющиеся у нее в наличии документы по сложившейся ситуации. Изучил их. И вот какая горькая картина передо мной открылась.

Оставим детей-инвалидов в покое!

До апреля 2022 года семья Пекаревых в составе 5 человек, включая троих сыновей-близнецов 2015 года рождения, проживала в Ставрополе в однокомнатной квартире общей площадью 32,3 кв.м., которую Елена приобрела в 2012 году с привлечением ипотечного кредитования.

В январе 2022 года Пекарева направила в счет досрочного погашения ипотеки материнский капитал в размере 453500 рублей, с установлением доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанное жилое помещение троим сыновьям-близнецам в размере 8,08 кв.м. с регистрацией в ЕГРН.

В марте 2022 года, «с целью улучшения жилищных условий семьи», указанная однокомнатная квартира была продана за 2650000 рублей, при этом на счета несовершеннолетних детей поступила общая сумма 662499 рублей. Одновременно с продажей однокомнатной квартиры троим сыновьям Елены в частном доме общей площадью 76,0 кв.м. в центре города Ставрополь по улице Глинки приобретена (на праве собственности) доля в размере 9,12 кв.м. с дополнительным получением в собственность 0,7 сотки земли из 5,5 соток земельного участка, отведенного под дом. Общая сумма затрат по приобретении недвижимости близнецам составила 855000 рублей.

Вышеуказанные сделки в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» строго контролировались со стороны органа опеки и попечительства Ленинского района города Ставрополь. А иначе и нельзя, российское законодательство не допускает ущемления прав ребенка.

Прав ли налоговый орган, требуя уплату налога с дохода детей от продажи доли жилья, и каким законом руководствовались налоговики?

Всем известно, что минимальный срок владения, после которого продавец освобождается от налога — 3 года. Претензий к Лене с Александром у налоговой инспекции не было, потому как супруги владели квартирой с 2012 года. А к сыновьям восьми лет от роду такие требования предъявили. Дети, едва став собственниками в марте 2022 года, тут же продали квартиру, получив гешефт. Одного не учли налоговики. ФЗ-382 от 29.11.2021 внес изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ (статью 217.1), согласно которым, дети (не менее двух) освобождаются от налогообложения независимо от срока нахождения в собственности продаваемого жилья при соблюдении одновременно нескольких условий, главное из которых заключается в том, чтобы общая площадь приобретенного жилого помещения превышала соответственно общую площадь в проданном жилом помещении.

Вывод напрашивается однозначный: трое детей Пекаревых не обязаны платить налог, так как, продав 8,08 кв.м. в квартире г. Ставрополя, тут же купили 9,12 кв.м. в жилом доме г. Ставрополя с довеском земельного участка.

Согласен с тем, что с введением санкций против России и продолжением СВО необходимо расширять источники финансирования дефицита бюджета. Но, может быть, при этом оставить детей-инвалидов в покое? А то ведь нездорово, мягко говоря, получается: одной рукой помогаем немощным, а другой облагаем их оброком.

Александр ГОРШЕНИН

журналист-правозащитник

СТАВРОПОЛЬ

Похожие статьи

Send this to a friend