Забота нашей санитарной службы о здоровье граждан не знает устали.
Вот уже несколько дней отечественные СМИ соревнуются в оперативности освещения доблестной борьбы с некачественными франко-украинскими шоколадными конфетами, информация о низком качестве которых, по словам известного телекомментатора, омрачила безоблачное настроение двух братских народов как раз в день торжеств по случаю тысячедвухсотпятилетней годовщины принятия киевским князем Владимиром христианства. Миллионы зрителей видели конвейеры этих самых конфет, движущихся по фабричным цехам, разъездные машины с фирменной символикой, яркие коробки — и слышали доходчивый комментарий: все это не соответствует высоким отечественным стандартам качества, и посему все силы брошены на отражение шоколадной угрозы.
В промежутках между актуальными репортажами о ходе справедливой борьбы за здоровое питание рекламный блок представлял новый ролик, в котором из стеклянной бутылки с полузабытой уже, но греющей глаз и небо этикеткой, выплескивалась искрящаяся пузырьками ностальгическая «Боржоми», триумфальное возвращение которой приветствовал голос за кадром. О реабилитации любимой всеми язвенниками, трезвенниками и просто всеми обывателями воды еще загодя сообщили, наряду с реабилитацией грузинских вин, которые теперь совершенно спокойно можно купить в соответствующих отделах супермаркетов. Что произошло с минеральными источниками или технологией грузинских виноделов за те годы, что вина и вода были в России под строгим запретом как опасные для потребления, не сказано было ни слова.
Информация о вредных продуктах в списке топ-новостей — очевидная примета столкновения политических или бизнес-интересов с ближайшими соседями, будь то производители белорусского молока, польской говядины или молдавских коньяков, это потребитель давно и прочно уяснил. Наиболее пытливые умы вспоминают славную практику советского времени, когда отсутствие колбасы на прилавках сопровождалось регулярными комментариями о вреде копченостей, а дефицитную жевательную резинку пропагандисты молодежных СМИ клеймили как знак низкой бытовой культуры загнивающего капиталистического общества.
Современный потребитель тем не менее хочет знать правду и немедленно напрягает зрение и слух, как только начинаются сюжеты типа «Контрольная закупка», в которых беспристрастные эксперты-технологи и дотошные журналисты пытаются выяснить, какой из пяти видов макарон или той же самой колбасы, действительно, стоит покупать, а какой — нет.
Как правило, каждый сюжет содержит, помимо бесспорно полезных сведений, информацию о наглом обмане потребителя, несоблюдении технологических стандартов и просто подлоге, но ни разу после выхода программы, сколько ее помню, не сообщалось о том, наказаны или нет недобросовестные производители.
Каждый год попадают в больницы десятки и сотни детей, съевших что-то неправильное в летних лагерях, а также солдаты, обитатели домов престарелых… То и дело поступают тревожные сообщения о выявленных новых и новых контрафактных партиях дефицитных и не очень напитков, деликатесов и лекарств… Недавно по всем СМИ прошла шокирующая новость — каждая третья упаковка лекарств в аптеках — фальшифка. Так же, как и каждая третья бутылка виски в винных бутиках. О необходимости возвращения жесткого контроля за качеством продуктов питания и лекарств давно — и безуспешно — кричат специалисты. Не могут докричаться до тех, кто может повлиять на принятие необходимых решений. Те же решения, которые принимаются, вызывают все больше вопросов. Никто не спорит с тем, что курение — вред, в том числе и в городских общественных местах. Но во всех странах, где принимаются соответственные законы, давно решили проблему некачественного бензина, выделяющего в городскую атмосферу несметное количество канцерогенных веществ, по сравнению с которыми вред от всех выкуренных за год сигарет стремится к показателю статистической погрешности.
Почему наши законодатели и государственный санэпиднадзор не озаботились всерьез качеством бензина в мегаполисах, воды в кране, продуктами в магазине и лекарствами в аптеке? Сколько доказательств недопустимого отношения к здоровью граждан еще нужно собрать конфедерации обществ потребителей? Сколько еще людей должны погибнуть от поддельной водки, фальшивых лекарств или просроченных консервов с переклеенным сроком годности?
Мы не будем, конечно, покупать из-под полы объявленные враждебными украинские конфеты. Как и все подозрительное. Некоторые радикалы уже отказались от общепита, супермаркетов и питаются исключительно выращенными на собственной грядке корнеплодами. Но на них все равно проливаются кислотные дожди, и в грунтовых водах сочится нефть и прочая гадость. Не уберечься, другими словами.
Может быть, все же проще потребовать от тех, кто получает деньги из наших налогов за охрану нашего здоровья, выполнять самое основное?
Надежда АЖГИХИНА