В прошлом номере «НВ» мы опубликовали материал «Пандемия не щадит даже мертвых», в котором рассказали об изменившихся правилах погребения в период пандемии коронавируса. Сегодня, как и обещали, продолжаем разговор на эту скорбную тему.
Все они «двухсотые»…
«Груз 200» — таким условным кодом обозначали тело погибшего в горячих точках военнослужащего, вывозимого из района боевых действий для последующего захоронения. А на языке военных и вовсе закрепился жаргон — «двухсотый» в значении «убитый, мертвый, погибший». Но и в мирные дни это выражение нет-нет да приходится слышать в отношении умерших от ковида людей. Ибо, в соответствии со строгими правилами Роспотребнадзора, хоронить жертв «коронавирусной пневмонии» чаще всего приходится в закрытых, а то и в цинковых гробах, в каких обычно перевозили к местам захоронений и вызывающий дрожь «груз 200».
Кто во что горазд
При этом как в первую волну пандемии, так и сейчас не существует специального свода законов, которые бы от «а» до «я» регламентировали правила обращения соответствующих служб с телом усопшего из-за коронавируса человека. Как нет в стране и единой федеральной организации, занимающейся похоронным делом. Отсюда и разнобой в решении данной проблемы в разных регионах страны.
Скажем, в Санкт-Петербурге некоторое время действовала рекомендация хоронить умерших от COVID-19 в цинковых гробах, но вскоре такая необходимость отпала.
Аналогичные меры вводили первоначально и в Оренбурге. «Здесь в императивном порядке распространилось указание хоронить умерших от коронавируса только в цинковом гробу, хотя Москва никаких таких особых приказов не давала, — рассказала юрист местной ритуальной службы Елизавета Потёмкина. — Ситуация осложнялась тем, что необходимый для подобных случаев цинк производит только одно предприятие в городе. В итоге добились того, чтобы хоронить людей в обычном, но плотно закрытом гробу».
— Так происходит из-за отсутствия внятной информации о новом вирусе и возможных последствиях захоронений без цинка, — считает исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев (СПОК) Елена Андреева. — Не говоря уж о том, что цинк сам по себе дороже, и это дополнительные, нецелесообразные расходы для родственников умерших.
На почве неразберихи расцветает коррупция
Теперь переведем слова Елены Олеговны в более приемлемый для нашей темы язык, и мы поймем:
отсутствие Единых на территории всей страны правил погребения жертв Covid-19 рождает разношерстные инициативы, которые неминуемо ведут к коррупционной составляющей. В предыдущей публикации на эту тему мы уже писали о длинных очередях на кремацию умерших от коронавируса, возникших вследствие искаженной интерпретации указаний Роспотребнадзора относительно способов погребения жертв коронавируса: дескать, их можно только сжигать в печах крематориев. А теперь представьте: в московском регионе 4 крематория, а где-нибудь в глубинке — один на всю округу. Вот и образуются длинные очереди, а в них — лазейки для нечистых на руку людей, желающих нажиться на несчастье других.
Издержки спроса и предложения
Впрочем, и в этом сегменте стихийно образовавшегося «рынка ковидных услуг» спрос опережает предложение. И вот уже то тут, то там похоронных дел мастера (в лидерах, безусловно, московские с питерскими) активно предлагают гробы с вмонтированным в крышку стеклянным окошком или сплошной стеклянной крышкой. Но, опять-таки, не от хорошей жизни появляются такие ноу-хау.
Были случаи, когда чрезмерная безопасность ритуально-погребальных служб, занимающихся транспортировкой тел из больниц в морги и из моргов к местам прощания, приводила к громким скандалам. Ведь родственники не видят, кто или что находится под закрытой крышкой гроба, в связи с чем не исключены ошибки санитаров морга или похоронных служб. Что и случилось в Кемеровской области. Жители села Шабаново Ленинск-Кузнецкого района похоронили родственника — пациента Кемеровского дома-интерната для престарелых и инвалидов, у которого подтвердился коронавирус. Хоронили, как и положено, в закрытом гробу. Вскоре, однако, выяснилось, что родственник жив, а земле предали совсем другого человека — в больнице напутали.
ВАЖНО ЗНАТЬ: Роспотребнадзор не обязывает ни морги, ни, тем более, граждан России в случае смерти от ковида близких родственников прибегать исключительно к кремации их тел — ведомство только рекомендует такой способ погребения как наиболее безопасный. Единственное табу касается только гроба усопшего, который на всем пути следования от морга к месту погребения, включая заключительную прощальную церемонию, должен быть плотно закрыт крышкой.
***
ВОПРОС — ОТВЕТ
С помощью специалистов по соцподдержке Московского многопрофильного центра паллиативной помощи отвечаем на самые непростые вопросы, связанные с похоронами во время пандемии COVID-19.
Вопрос: Мы хотим перевезти тело родственника в одну и стран ближнего зарубежья. Что делать?
Ответ: Если у умершего подтвержден Covid-19 или опасное инфекционное заболевание (сибирская язва, чума, бешенство, натуральная оспа, вирусные гепатиты В, С и т. д.), транспортировка невозможна. В случаях, не связанных с инфекционными заболеваниями умершего, такая транспортировка возможна с соблюдением следующих условий:
При транспортировке гроба по территории РФ и Беларуси нужен только оригинал гербового свидетельства о смерти.
В период пандемии дополнительно на границе Беларуси или тех регионов РФ, где в связи с пандемией введен пропускной режим, у вас попросят:
• копию медицинского свидетельства о смерти,
• справку Санэпидемстанции (СЭС) об отсутствии инфекционных заболеваний (в Москве получают по адресу Графский пер., 4, корп. 1).
При транспортировке в Беларусь желательно поместить гроб в цинковый транспортировочный ящик (таковы требования на время пандемии).
При транспортировке в другие страны справка СЭС становится обязательной. Кроме этого, потребуются:
• акт об опайке гроба,
• акт о невложении посторонних предметов.
Последние два документа оформляют: для гроба — ритуальная организация, для урны с прахом — крематорий.
Также понадобится нотариально заверенный перевод документов на язык страны, куда вы перевозите тело умершего (кроме стран СНГ).
При авиаперевозке самостоятельное оформление документов занимает, как правило, много времени.
Вопрос: Можно ли перевозить урну с прахом просто в машине, в ручной клади в самолете или поезде?
Ответ: Урна с прахом транспортируется по тем же правилам, что и гроб с телом умершего. Что касается документов, то в пределах РФ при перевозке урны с прахом на автомобиле, помимо оригинала гербового свидетельства о смерти, необходимо иметь при себе документ из крематория о подтверждении кремации.
Для транспортировки железнодорожным транспортом в крематории заказывается справка — акт о невложении.
Если нужна транспортировка праха близкого человека в страну, не входящую в состав СНГ, то дополнительно нужно получить разрешение на это в консульстве.
Вопрос: В каких случаях можно отказаться от вскрытия?
Ответ: В любом. Заявление об отказе от вскрытия пишется в морге (бланк — выдается) в момент получения медицинского свидетельства о смерти.
Медицинское свидетельство о смерти получают в регистратуре морга, в который поступил умерший.
С собой нужно иметь:
• посмертный эпикриз;
• паспорт умершего;
• паспорт получающего.