Одноименный детский лагерь, как и другие социально ориентированные учреждения РЖД, приказали долго жить.
Как-то я спросил в высоком кабинете: «Что сейчас самое главное на железной дороге?». Мне, задумавшись, ответили:
— Клиентоориентированность.
Понятие, предполагающее получение хорошей прибыли. А раньше, помнится, не задумываясь, говорили: безопасность движения. Железная дорога — это «зона особой ответственности».
«Не здесь ли собака зарыта?» — подумалось мне.
С благой, вроде, целью сосредоточиться на перевозках, ОАО «РЖД» повсюду закрывает свои детские сады, лагеря, санатории, Дома отдыха, спортивные и оздоровительные учреждения, Дворцы культуры, парки, больницы и поликлиники. Или передает их в областную и муниципальную собственность. Дорога сбрасывает с себя заботу о своих работниках.
К чему это ведет, видно на горьком примере Узловой, что в Тульской области.
Узловая — город железнодорожников. В гербе его — колесо от локомотива и узел железных дорог. Узловая — это капля, в которой отражается весь железнодорожный океан.
Железнодорожники здесь всегда были классом привилегированным. У них была своя больница и поликлиника, где лечили лучше, чем в городской. Свой Дворец культуры и парк отдыха, где в праздники гулял весь город.
А у детей был свой лагерь с гордым названием «Восток», по имени корабля с первым космонавтом на борту.
Как ребята в школе им завидовали!
В иных лагерях не выпускают детей за ворота, держат их, как в клетке. А это была маленькая детская «Республика Солнца». Ребята ходили в лес и купались, гоняли мяч и побеждали в конкурсах, уходили в «звездный поход» и пели у костра под гитару. Тут даже время текло по-другому! В день вмещалось столько игр и приключений, сколько в обычной жизни за неделю. Как ребята любили свой лагерь! А потом, вырастая, становились железнодорожниками и отправляли в этот лагерь своих детей.
Руководители и работники в нем порой сменялись, многие помнят талантливого директора Эльвиру Семеновну Живоглазову, любимую воспитательницу Татьяну Александровну Храпову и других, но лагерь всегда оставался лучшим. «Восток» занимал призовые места в конкурсах, о нем сообщали в центральной прессе и по телевидению, о нем писали песни и рассказы в журналах страны.
Мне доводилось быть в этом лагере. Помню, как по воскресеньям ребята сбегались к воротам, ожидая родителей. С какой радостью, увидев их, толпой идущих с поезда, летели навстречу!
А как плакали те, к кому родители долго не приезжали!
Порой папы и мамы брали себе путевку на соседнюю с лагерем базу отдыха «Тульский железнодорожник» — и тогда это был летний семейный отдых, полный ребячьего счастья.
А как ярко и празднично отмечали в «Востоке» День железнодорожника! Как гордились ребята своими родителями!
В «Востоке» уже собирались торжественно отмечать 80-летие лагеря! Со сцены призывали: «Ребята! Берегите лагерь, в него приедут ваши дети!».
Дети берегли. А вот дяди — не уберегли!
В конце 2017 года из ОАО «РЖД» пришел грозный циркуляр: лагерь «Восток» — закрыть! Такое решение, говорят, приняла центральная дирекция социальной сферы ОАО «РЖД», которой руководит Сергей Черногаев. Руководство РЖД подмахнуло: «Утверждаю!».
И солнце зашло на «Востоке».
Из лагеря, рассказывают, вывезли все имущество, оставив лишь голые стены. Где все это теперь?
Возмущенные железнодорожники писали коллективные письма руководству РЖД, областным властям, просили открыть лагерь, но тщетно. Не сказал и веского слова Роспрофжел.
— Лагерь «Восток» нельзя было закрывать, — убежденно говорит начальник Тульского отделения Московской железной дороги — ОАО «РЖД» Александр Потапенко. — Меня многие просили помочь снова его открыть. Ведь лагерь — это маленькие дети! В далекие лагеря за Москвой они не едут. Потому что родители к ним не могут приехать. Если в «Востоке» за лето оздоравливались до 700 наших детей, то в другие лагеря в прошлом году ездили всего 150.
В Тульской области от железной дороги было два лагеря: «Приокские зори» и «Восток», своя база отдыха «Тульский железнодорожник».
Первым закрыли «Приокские зори». Потом расправились с «Тульским железнодорожником».
Там, где отдыхающие «Тульского железнодорожника» пели у костров с детьми из лагеря песни, сегодня высокие руководящие дяди из Москвы, в том числе и с железной дороги, понастроили дач и коттеджей, заборы — не подступишься! Места то ведь заповедные, лакомый кусочек.
А теперь вот добрались и до «Востока»! Собираются, говорят, и его продать руководящим московским нуворишам.
Ну, может, не хватило дядям, решили и территорию вокруг лагеря захапать? А то и сам лагерь! Аппетит, говорят, приходит во время еды. Правильно: все лучшее — дядям!
Но речь не только о лагерях. ОАО РЖД повсюду сбрасывает с себя заботу о людях.
В Узловой, к примеру, уже несколько лет закрыта часть отделений в железнодорожной больнице. В том числе и терапевтическое, И это в наше время разгула коронавируса! И лечение здесь стало хуже, что привело уже к смертным случаям среди железнодорожников. А теперь представьте такую картину: в четырехэтажном корпусе у Локомотивного депо, где рабочие моются после смены, в кабинках душа уже который год нет леек. Струя с силой хлещет из трубы в грязный пол, брызги летят на разгоряченные тела, посылая в баню все санитарные нормы.
Будут ли дети гордиться и любить такую железную дорогу, которая не уважает их родителей? Вопрос, конечно, интересный.
Но вернемся к «Востоку». Ведь расправились не только с ним. На Московской железной дороге, к примеру, проходящей по 9 центральным регионам России, из 14 лагерей осталось всего 5. В каждой второй области нет своего лагеря. И так, а порой и хуже, по всей стране! В списке на сайте ОАО «РЖД» около 70 принадлежавших дороге лагерей. Но много ли из них осталось?
А значит тысячи, десятки тысяч детей в стране, по сути, лишены возможности поехать в лагерь. Завтра их будет намного больше. Куда они пойдут летом? На улицу, где в десятки раз выросли пьянство, преступность и наркомания? Россия, как сообщают, занимает первое место в Европе по распространению ВИЧ-инфекции.
А потом — они придут работать на железную дорогу. И мы, пассажиры, будем вверять им свои жизни. Какую безопасность движения они обеспечат? Не придется ли тогда расхлебывать кашу, которую заварили? Но, похоже, что руководство РЖД это не волнует.
Кроме того, лагеря — это оздоровление с детства.
Несколько лет назад Узловую потрясло невиданное ЧП. По городу пошла молва: умер машинист во время рейса. Говорят, отказало сердце. И только случайно все обошлось без жертв.
Вот он — показатель заботы о людях, и о безопасности движения. Понятия эти — неотделимы.
Сегодня солнце закатилось над «Востоком», а завтра закатится над железной дорогой. Если не над страной. Это тоже — зона особой ответственности. Недаром Россию на Западе зовут Востоком.
— Детский лагерь «Восток» в следующем году надо обязательно открыть! — третий год убеждают, просят ОАО «РЖД» железнодорожники региона.
Работники лагеря в канун его 80-летия написали о «Востоке» книгу, которая готовится к изданию. Книга выйдет, а лагеря нет. И если его не откроют, то придется писать в ней последнюю главу «Гибель «Востока». Для истории и потомков. Чтобы те, кто завтра придут на железную дорогу, знали, кто из высоких государственных мужей лишил их и их детей детства. Знали всех. Поименно.
Но пока есть надежда, что разум, государственный подход и здравый смысл возобладают. Что слова про заботу о людях, которые все постоянно слышат на селекторных совещаниях от генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова, председателя Роспрофжела Николая Никифорова и других руководителей, — не разойдутся с делом. Туляки надеются, что скажут свое веское слово и Совет директоров ОАО «РЖД», руководители Минтранса и Федерального агентства железнодорожного транспорта, депутаты Госдумы РФ, губернатор Алексей Дюмин.
И тогда на месте «Востока и его окрестностей завтра не застучат топоры, расчищая страну детства под дачи высокопоставленных москвичей. А, как и прежде, взойдет над «Востоком» солнце и радостно зазвенят ребячьи голоса!
Иван АНДРИЯНОВ
журналист