Наступивший 2021 год для военных пенсионеров станет еще более тяжелым в плане материального положения. Но коронавирус, последствия которого очевидны, тут ни при чем.
Дело в том, что еще осенью Комитет Госдумы по обороне в своем заключении на проект бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов настаивал на доведении до 5,7% индексации военной пенсии: с 1 октября 2020 года — на 3,7% «за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих на размер инфляции», как заложено в проекте бюджета, и на 2% с 1 января 2021-го за счет «понижающего коэффициента».
Однако Госдума, большинство в которой, как известно, составляют депутаты от «Единой России», приняла в окончательном чтении законопроект о заморозке индексации военной пенсии на 2% сверх инфляции в 2021 году. И это при том, что вместо обещанных 3,7% военным пенсионерам начислили 3%, практически проигнорировав закрепленное в Конституции РФ новое положение о том, что «в Российской Федерации… осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год…».
Парадокс заключается в том, что депутаты, одной рукой заморозив мизерную прибавку военным пенсионерам, другой — санкционировали льготы сырьевым компаниям на увеличение глубины переработки сырья, составляющие сотни миллиардов рублей. Не говоря уже о сумасшедших зарплатах и пенсиях, установленных избранниками для себя, любимых.
Не может не удивлять и тот факт, что в проекте и без того дефицитного бюджета на следующий год депутаты заложили «на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих» без малого 200 млрд рублей. На что совершенно адекватно среагировал лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов, заявив, что чиновники обойдутся без премий, и предложив направить эти деньги на другие статьи: 56 млрд рублей — на индексацию пенсий работающих пенсионеров, 16 млрд — на индексацию пенсий военных пенсионеров, 30 млрд — на выплаты «детям войны» и так далее.
По мнению председателя ЦК Общероссийского профессионального союза военнослужащих капитана 1 ранга в отставке Олега Шведкова, «депутаты фракции «ЕР» выступают апологетами финансового блока правительства. Конечно, странным выглядит то, что исполнительная власть, ее глашатаи в Федеральном собрании игнорируют указания президента».
«Защитники Отечества, которые мыкались по отдаленным гарнизонам почти всю жизнь, на пенсии еле сводят концы с концами, — считает член Общественной палаты и глава Национальной ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных сил (МЕГАПИР) полковник Александр Каньшин. — Это не лучшим образом сказывается на престиже военной службы. В 40 государствах есть министерства или другие органы исполнительной власти, которые занимаются проблемами защиты ветеранов, пенсионеров, в том числе военных. У нас таких структур нет. Даже в Общественной палате сейчас нет комиссии, которая бы занималась проблемами защиты военнослужащих».
С этим утверждением нельзя не согласиться. Российские кадровые военные в своей массе испокон веку были немощны на полях социальных и политических баталий. Чиновники делают все возможное, чтобы разобщить военных отставников. Ветеранские организации, многие из которых находятся под контролем государства, зачастую конкурируют между собой.
Более того, так называемый понижающий коэффициент в 2012 году разделил всех служивых на две социальные группы: «привилегированные» и «простые». Причем по социальной принадлежности, а не по правовому статусу. Одна группа — военные судьи, прокуроры, следователи, другая — все остальные. «Привилегированные» получают пенсию с 1 января 2012 года без дискриминационного коэффициента. И заморозка индексации военной пенсии на 2021 год их также не коснулась.
Чтобы устранить нарушения конституционных прав военнослужащих и их семей, уравнять в правах, необходимо отменить принятый в 2012 году понижающий коэффициент к денежному довольствию для исчисления пенсии. Военные пенсионеры надеются, что Верховный главнокомандующий вникнет в их проблемы и сделает это.
Валерий ГРОМАК
военный обозреватель «НВ»
капитан 1 ранга в отставке