или Как мы создавали Музей печати
Эта история — по сути, дневник, написанный ее очевидцем и, смело можно сказать, главным героем. К сожалению, малая газетная площадь не позволяет разместить на ней все мельчайшие подробности этого удивительного и, по большому счету, патриотического движения, возникшего в Серпухове. Куда важнее конечный результат проделанной энтузиастами работы. А он, что называется, налицо. Стараниями группы активистов старинный подмосковный город обзавелся еще одной достопримечательностью в виде Музея печати. Слово — его создателю.
Сентябрь 2016 года. Я становлюсь главным редактором газеты «Серпуховские вести». При подписании контракта мне сообщают, что вскоре начнется процесс объединения с типографией. Буду решать проблемы по мере их поступления — подумалось в тот момент. Уже спустя полгода я впервые перешагиваю порог того самого старинного здания.
Обломленный по кромке асфальт, ржавые навесы, деревянные полусгнившие рамы окон, лающий старый пес на цепи. Внутри помещений — период «махрового застоя». В кабинетах — застывшие 70-е, а на стенах — облупившаяся краска, двери и перегородки сделаны из подручных материалов, всюду валяется хлам.
Первое впечатление — бежать без оглядки!
Тем не менее, в июне 17-го я возглавляю печатное производство, а в ноябре прошу редакцию газеты переехать в типографию, чтобы попытаться стать одним коллективом. Во время переезда начинаем разбираться в кабинетах и находим много реликвий: фотографии, трудовые книжки, альбомы почета, шрифты, старую продукцию и… трость 19-го века!
От работников типографии мы узнаем, что в декабре 2017 года предприятию исполняется 100 лет. Идея о создании на базе нашей типографии Музея печати рождается молниеносно, как и его первый проект. В дальнейшем он будет не раз меняться, расширяться и становиться более масштабным, но первое документальное упоминание о нем произошло во время номинирования на премию губернатора Московской области «Наше Подмосковье». Честь защищать проект выпала заместителю директора Татьяне Мазуриной. В декабре 2018 года она становится лауреатом премии, и мы получаем первые реальные средства на приобретение экспонатов.
При этом буквально на ходу черпаем имеющийся опыт и отправляемся в Санкт-Петербург, где уже давно действует крупнейший Музей печати, объединяющий деятельность редакции газеты и типографии. Единственное отличие от нашего — в Петербурге представлено все до 1919 года. А наша история в это время только началась. Сотрудники музея очень доброжелательно встретили нас, подробно все рассказали и показали. Меня интересовали и технические, организационные моменты. Где брать экспонаты, особенно, типографские? Ответ был прост — искать в антикварных магазинах и на барахолках.
И мы стали искать. А нашими первыми приобретениями стали дубовый письменный стол конца 19-го века, печатная машинка «Ундервуд», старинные фотоаппараты, шикарная лампа-керосинка, без которой, как мне казалось, не обходилась работа ни одного печатного издания.
Так, в заботах о дне насущном, миновали два года, и однажды, открыв календарь, я увидела красивую дату — 19.09.2019 года. Ее-то мы и выбрали днем открытия Музея.
Аккурат в это время подоспела радостная весть о том, что типография в Ногинске закрывается, и Главное управление по информационной политике Московской области волевым решением разрешило нашему только-только вылупившемуся музею «оприходовать» остающееся в ней старинное оборудование. Таким образом мы «вооружились» печатным станком немецкой фирмы Krause и ручным винтовым прессом петербургской компании Сан-Галли.
Одним из звеньев логической цепочки появления Музея печати необходимо назвать съемки телепередачи канала «Россия 1» — «По секрету всему свету». 30 июля раздается звонок из администрации города, что 3 августа к нам приедет съемочная бригада, и мы должны показать процесс создания ретро-открытки на нашем «новом» старинном печатном станке Krause.
— Куда приедет? Что показывать? У нас разруха! Ремонт не ведется. Станок еще не налажен! — пытаюсь бормотать я.
— Ну ничего, у вас еще три дня впереди. Мы поможем!
Мозг начинает судорожно соображать, что же делать? В такие моменты проверяется стрессоустойчивость, оперативность в принятии решений и их исполнение, а также смекалка всего коллектива. Конечно, при наличии денег все вопросы решаются быстро. Но ведь мы русские! С деньгами может любой дурак, а мы сделали без денег!
Бесконечные звонки, просьбы о помощи, поиск спонсоров, ну и, конечно, мобилизация сил сотрудников типографии. Мы сделали невозможное — создали временную экспозицию! Прорубили дверь в печатный цех вместо выдолбленного в советские годы окна. Построили фальш-стену, чтобы скрыть все облезлости, воссоздали кабинет главного редактора газеты 1919 года, перенесли в цех станки 19-го века весом полтонны. Можно сказать, стахановский подвиг совершил водитель типографии Александр Черкасов, который уже много раз спасал нас из безвыходных ситуаций, связанных с ремонтом. Вот уж действительно «золотые» руки!
Итак, мы в полной боевой готовности встречаем съемочную группу и ведущего передачи, известного актера Марка Богатырева. С Марком мы знакомы много лет, но до последнего дня не знали, что судьба нас сведет при таких интересных обстоятельствах. Но я признаться была рада, что ведущий именно он, все-таки не так волновалась под прицелом двух камер.
Ведущий делает заготовку из картона и бумаги на немецкой гильотине «Krause». Затем все составляющие открытки склеивает старинным клеем, рецепт которого хранят работники серпуховской типографии. На печатном станке той же известной фирмы «Krause» выполняет оттиски рамки для открытки с обеих сторон. Затем — фото Марка Богатырева на фоне экспозиции кабинета главного редактора газеты в стиле «сепия». Фото обрезается специальными фигурными ножницами и вклеивается. Последний штрих — срез уголков открытки особым полукруглым способом.
Подарочный сувенир из серпуховской типографии отправляется на телеканал «Россия 1», а мы продолжаем готовиться к открытию нашего Музея печати.
В августе происходит еще одно важное событие, которое не оставляет нам шанса на отступление. В результате прошедших в городском округе Серпухов выборов новой главой становится Юлия Купецкая. Можно сказать, с самого первого дня она уделяет нашему музею самое пристальное внимание и лично контролирует процесс ремонтных работ, общается с подрядчиками, решает нерешаемые вопросы. Собственно, активная стадия ремонта и началась только в августе. Дата открытия музея звучит все чаще, она становится в первую очередь для нас самих чем-то осязаемым и реальным.
Вместе с тем появляются новые вопросы: экскурсионная программа, сценарий открытия, список приглашенных, описание экспонатов, поиск средств на выставочные стенды, благоустройство внутренней территории типографии, ремонт типографского зала музея.
Все мы знаем, что успех любого музея — это не только экспонаты, экскурсионная программа, но и экскурсовод. Мы решаем открытие провести своими силами без привлечения специалистов. Подготовку программы поручаю корреспонденту Светлане Коваленко. Когда-то она вела краеведческую передачу на радио, и эта тема ей близка. Огромную помощь оказывают специалисты Серпуховского историко-художественного музея, особенно Марианна Пантелеева, и серпуховского архива.
Составляю длинную «портянку» задач, из которой с большой радостью вычеркиваю дела по мере их выполнения. Деньги на стенды найдены, а это 142 тысячи рублей. Очень помогают руководители городских предприятий, большинство — без уговоров и лишних вопросов. Закуплены недостающие экспонаты — это еще около 100 тысяч. Проведены реставрационные работы старинной мебели — помог реставратор из Высоцкого мужского монастыря.
Руководство Филиала Академии РВСН имени Петра Великого решает нам подарить свои раритеты! Какое же счастье, что у военных так сложно выкидываются старые ненужные вещи. Сотрудники типографии военного института собирают нам из старинных шрифтов текст листовки 1919 года «Воззвание В.И. Ленина к красноармейцам». Передают в дар Музею круглильный станок для обработки корешков книги 1940 года.
Во дворе типографии происходят очевидные изменения — появляется брусчатка, газоны. Озеленение соглашается провести питомник декоративных культур «Южный». Все наши сотрудники в едином порыве выходят на высадку цветов на семи больших клумбах.
Наконец, у нас появляются кованные забор, ворота, калитка, навесы над входами. Над центральным входом в музей укрепляется красивая кованная вывеска «Музей печати». Удивительное мастерство серпуховского кузнеца Сергей Флорова вызывает уважение и восхищение! Ремонтируется фасад, частично своими силами, благодаря нашим сотрудникам. Каждый день связан с огромным объемом работ по покраске, отмыванию окон, пола, стен. Неоценимую помощь оказала наша сотрудница Людмила Русева. Изо дня в день наша типография преображается, расцветает и радует глаз! Сегодня все это можно увидеть на нашем сайте музейпечати.рф, который разработал и запустил наш специалист Анатолий Тельнов.
Во дворе типографии разместились местные ремесленники со своими товарами. Это продолжение проекта по развитию типографии — музейно-ремесленная слобода. Суть проекта заключается в том, чтобы по выходным работали различные мастерские, и гости музея могли участвовать в различных мастер-классах, купить сувениры, изготовить их своими руками. Конечно, все упирается в ремонт помещений. Но я уверена, что мы сможем осуществить эту идею!
И вот красная ленточка разрезана, и я приглашаю почетных гостей на первую экскурсию! В первом зале, в котором мы воссоздали кабинет главного редактора газеты «Коммунист», «командует» наша сотрудница Татьяна Панкратова. Театрально, с паузами и диалогами с аудиторией, она без запинки знакомит посетителей с дореволюционной печатью, рассказывает про аферу, провернутую одним из основателей подпольной типографии, показывает копию первого сохранившегося экземпляра газеты «Коммунист» (оригинал хранится в серпуховском музее).
Во втором зале, где представлены фотоаппараты, пишущие машинки, немецкие гильотина и печатный станок, тигельная машина, касса наборных букв, пресс, печатные станки, гостей на правах хозяйки встречаю я. Знакомлю со стендами и собранными экспонатами. Но самое интересное — конечно, интерактив. Главе города, Юлии Купецкой, как главному человеку, благодаря которому состоялся праздник, я предлагаю отпечатать первый экземпляр исторической листовки 1919 года. Затем на листовке она вырисовывает гусиным пером дату открытия музея — 19.09.2019 года.
Музей открыт! Да здравствует Музей!
Татьяна АНДРЮХИНА