Как я была Машкой Прохоровой

Случайно оказавшись минувшим летом в этом вологодском селе, студентка Вологодского университета Алина Махлина открыла для себя, а теперь открывает и для наших читателей удивительный мир музея под открытым небом «Семенково», где молодые ребята, разыгрывая театральные сцены, реконструируют для посетителей быт тамошней деревни.

 

Как я была Машкой ПрохоровойПо выходным дням здесь проходит необычная акция. По цене входного билета можно посетить не только экспозиции и мастер-классы, но и вместе с экскурсоводом увидеть сцены из крестьянской жизни. В оживлении истории принимают участие сотрудники музея и волонтеры, в ряды которых удалось затесаться и мне.

Перед игрой состоялась всего одна репетиция, и я заметно волновалась.

— Место само подскажет, главное быть честным и верить в то, что делаешь, — этой загадочной фразой меня успокоили бывалые интерпретаторы.

И тут же рассказали историю о своем коллеге, который настолько вжился в роль, что поранил локоть, вышибая дверь амбара.

Заведующая музеем Наталья Киршина обычно посещает каждую репетицию. При этом она не только объяснит, как нужно держаться в образе, но тут же и сама сыграет.

— А если не приходит, значит о-очень занята, — поясняет мой гид Марина Репина.

К сожалению, в ту единственную репетицию так и случилось — Киршина не появилась.

С Мариной мы познакомились на татами, где швыряли друг друга с помощью приемов айкибудо. Теперь нам предстояло сыграть мать и дочь Прохоровых. Я, стало быть, Машка.

Машины шумят далеко позади, а здесь теплый ветер, травы и простор. Пасутся между домами козы и овцы. Деревня замерла. Чтобы ее оживить не хватает только людей.

И вот они в ожидании смотрительницы с ключами собрались на лавочках у дома. Кто платки индийские кашемировые с гордостью показывает, а кто ожерелье из сердолика.

— Сердолик, говорят, от сглаза защищает.

— Ой, да кто на тебя поглядит?

И все дружно смеются, и обладательница сердоликового ожерелья в том числе. Настоящее бабье царство. Мужчин среди интерпретаторов не так много. Некоторым даже приходится в нескольких зарисовках одновременно участвовать. Зашел десятский сначала к одним — бумагу подписать просят, а в другую избу — подати два рубля собрать нужно.

Анатолий Перевозников из волонтера стал полноправным сотрудником музея. По образованию инженер, он начал с курсов актерского мастерства, пошел ради интереса, но театр не отпустил. И Анатолий стал играть в народном театре «Раекъ», а теперь не просто играет — интерпретирует, воплощает в жизнь позабытые архивные истории в музее под открытым небом. О том, чем отличается выступление на сцене театра и участие в зарисовке в Семенково, Анатолий высказался так:

— В музее, как правило, мы не играем — мы живем. У нас для этого есть все. У нас нет декораций, вместо них живые локации: дома с русской печкой, которая работает, и если в ней готовится еда, то она настоящая, а не бутафория. И если люди поют песни, то не потому, что должны в этот момент их петь, а потому что они живут песней.

Так странно слышать лай сигнализации со ступеней покосившегося деревянного крыльца. И вот она — заветная дверь в комнату перевоплощения! Сарафаны, передники, исподние рубашки и платки висят в ряд на плечиках.

Многие выпускники Школы музейной интерпретации не остановились на достигнутом и прошли еще курсы по пошиву народного костюма. Любовь Швецова свой собирается увенчать расшитой золотой нитью борушкой.

В гардеробной и оказалось, что одеваться еще нужно научиться.

— Почему пояс так слабо завязан?

— Платок на два узла? Никогда так не носили — только на один. А если слабенький — в любой момент поправить можно. И складку наверху распрямляй, чтоб зазор оставался. Домиком, чтобы стоял. Дом — символ женщины.

Несмотря на туго затянутый пояс, легко и приятно находиться в таком непривычном одеянии. Оно меняет тебя. Не терпит резких и суетливых жестов, вносит какую-то плавность и степенность в твою манеру двигаться.

Наряд подобран, теперь время подобрать… дом.

— Вы то у нас бедно живете? — спрашивает экскурсовод Владислав Маринов и, не дожидаясь ответа, заводит в избу.

Первым делом осматриваем печку: моей матушке, согласно сценарию зарисовки, нужно с нее слезать. В первой избе печь оказалась высоковата: и здоровому-то залезть нелегко, а слезать и при этом изображать смертельно больную женщину — так можно сразу распластаться на полу, и сценке на этом конец.

Пошли в соседнюю — слишком богатая: самовар на столе, утварь дорогая. Как тут про последнюю корову перед старостой заикнешься?

Приютил нас дом Попова. Здесь и осели. Матушка моя на печке. А меня к окошку: прялка, куделя, веретено — все как положено.

— А я ведь прясть не умею, — говорю.

— Научим. Тут ничего сложного, — отвечает батюшка.

Увидели б меня взаправдашние обитатели этого дома — на смех бы подняли или что похуже. Где ж это видано, чтоб девку прясть отец учил?

Ох, и намучилась же с прядением: пальцы не слушаются, а коллеги еще и петь заставляют: не пряли, мол, молча!

— Знаешь какую-нибудь народную песню? — спрашивает матушка.

Беспомощно развожу руками.

— Подпевай тогда. «Ты зоря моя, ты зоренька…»

И только я под шумок приготовлений прекращаю эту пытку (своего пения стесняюсь), как с печки или из-за стола настигает требовательное: «Что молчим?»

И куделей уже натерла пальцы, и голос дает петуха…

— Идут!

Сердце ухает, и за веретено уже держишься, как за спасительную нить. Шум, скрип, разрозненные реплики.

Ко мне, буквально за спину, сели мама с ребенком:

— А что это девочка делает?

— Прядет. Вот это у нее, видишь, куделя (приготовленные для прядения волокно льна, конопли или шерсти. — Ред.), а это…

Их разговор прерывает стук. Заходит сельский староста. И судорожная мысль: остались ли в голове хоть какие-нибудь слова? Куделя обрывается — неуклюже связываю два конца… Что ж будет-то, матушка?

После первой зарисовки мы с Мариной пошли к Малышке. Сердце еще не успокоилось, уши еще горели от добрых слов по поводу моей игры.

— Привет, Малышка! — машет рукой Марина.

Рыжая, с темной гривой, голова отрывается от поедания травы и громко ржет в ответ. Для Малышки Семенково — санаторий. С ее астмой свежий деревенский воздух — то, что доктор прописал. Травы вдоволь, а иногда и яблочком или морковкой угостят.

Вот и сейчас Малышка вылизывает мне руки в поисках угощения, а Марина тем временем ее расчесывает и рассказывает:

— Я люблю лошадей, но прекрасно знаю, что у каждой свой характер. Когда увидела в Семенково лошадь, очень захотелось с ней подружиться. Малышка не сразу была расположена к общению: норовила повернуться задом, могла и головой толкнуть. Как-то раз она так и сделала. Я свалилась прямо перед ней — ну, думаю, затопчет сейчас. А Малышка… Мордой потыкала меня в живот: вставай, мол. С тех пор мы и дружим (оборачивается к лошади) Да, красотка?

Вот и обеденный перерыв подходит к концу. Скоро выступать второй раз.

— Волнуешься? — спрашивает Анатолий.

— Да. Страшно, что второй раз также хорошо не получится…

— Не думай об этом. Этим и отличается профессионал от любителя. Начинающие, если им что-то удалось, стараются и дальше повторять свои удавшиеся моменты. Опытные актеры каждый раз проживают по-новому.

Разволновалась еще больше.

Но волнение это очень кстати вписалось в образ: впервые в суде выступать еще не так голос дрогнет у девки-то!

Экскурсия окончена, туристы разбрелись кто куда. Потянулись из изб и интерпретаторы. Снимаю один за другим элементы выданного «обмундирования»: платок, пояс, передник, сарафан, исподку. Снова окунаюсь в джинсы и футболку. И вроде бы удобней, привычней должно быть, а как-то наоборот тесно, жарко. И снова ты Алина Махлина и можешь достать телефон из кармана и мелочь на проезд. А посмотришь: пальцы непроизвольно автобусный билетик в ниточку скручивают…

 

Алина МАХЛИНА

Вологодская область

Фото Владислава Маринова

Похожие статьи

Send this to a friend