В центре Твери обнаружены сенсационные археологические находки
Старые дома, предназначенные под снос, таят в себе исторические тайны огромной важности. Недавно, например, тверские археологи обнаружили в подполе дома печать епископа Варсонофия, служившего во время правления князя Михаила Тверского и вошедшего в историю тем, что именно ему было поручено организовать встречу на родине убитого в Орде князя, ставшего Небесным заступником Тверской земли.
— Вислая свинцовая печать епископа Варсонофия, датируемая началом 14 века, очевидно, скрепляла какой-то важный документ, находившийся у хозяина дома, — говорит археолог Елена Романова. — Уникальность находки состоит в том, что это первая печать тверских владык, найденная археологами.
На тех же раскопках были обнаружены и эротические глиняные фигурки, — мужчины в шапке и домашнего животного, изображающие акт скотоложства. Для чего были предназначены эти небольшие глиняные изделия, трудно судить. Возможно, это одна из первых попыток высмеять художественными средствами пороки своего общества. В те времена скотоложство не было редким явлением, но оно было осуждаемо церковью. Сохранилось даже поучение епископа, к которому обратились с вопросом: как наказывать мужчину, если он в пост занимается прелюбодеянием со своей женой? На что был получен ответ: «Наказывать его не надо, нужно просто поговорить с ним. Но лучше пусть он занимается этим со своей законной женой, чем выбирает какие-то другие, ненормальные способы».
Особое внимание неизвестный средневековый мастер уделил гениталиям, сделанным из глины и облитым сверху ангопом – раствором из белой глины. Правда, у мужчины с характерными для того времени чертами русского человека, половой член оказался укороченным временем. Часть этой важной детали откололась и обнаружить ее археологам не удалось. Зато полностью сохранилась шапка на голове, которая для средневекового человека, очевидно, несла определенную информацию о социальном статусе ее владельца.
Не удалось идентифицировать и домашнее животное, так как оно оказалось без головы. Скорее всего, это – коза, которая издревле считалась символом тверской земли. И не только потому, что она славилась кожаной обувкой, изготовленной из козлиной шкуры. Геральдисты, к примеру, видят в козле немало благородных качеств, так как считается, что этот рогато-бородатый зверь символизирует вожака стада, необузданную силу и энергию. И если те же воззрения исповедовали наши предки в 14 веке, то не исключено, что найденная эротическая композиция является и первым образцом политической сатиры. И является делом рук конкурентов из других областей, недовольных растущим политическим влиянием тверского княжества и решивших подпортить имидж соседей столь необычным способом.
Светлана АВДЕЕВА | собкор «НВ» | ТВЕРЬ