Пришли, чтобы остаться

Новая Дума не хочет быть «взбесившимся принтером».

 

Итак, Госдума седьмого созыва начала свою работу. Больших изменений (чисто внешних) за время отпускного периода в здании на Моховой не произошло. Например, в отличие от прошлых лет не постелили новые ковровые дорожки на парадной лестнице. И вообще, обновленный более на пятьдесят процентов состав Думы начал свою работу в тех же интерьерах, в каких работали экс-депутаты.

 

Сами народные избранники заметили, что в зале заседаний обновили кресло, специально сделанное пять лет назад для депутата с нестандартной фигурой — Николая Валуева. Одни утверждали, что старое вообще выбросили, так как оно пришло в негодность, другие говорили, что сменили только обшивку кресла.

Меню в депутатских столовых и буфете большим разнообразием не отличается. Зато на пятом этаже здания после ремонта открылся еще один буфет, работающий до вечера. И в нем теперь можно заказать не только холодные блюда, но и первое, второе, чего раньше не было.

Конечно, при нынешних высоких зарплатах депутатов (два года назад она, по некоторым данным, была повышена до 420 тысяч рублей в месяц, а к концу этого года, с учетом индексаций и доплат, должна, якобы, вырасти до 600 тысяч) цены в буфете и столовой невысокие. Но, во-первых, там обедают не только депутаты, но и посетители Думы, а во-вторых, вскоре после первого заседания Думы депутаты от фракции «Справедливая Россия» внесли предложение о сокращении денежного вознаграждения как депутатам, так и сенаторам до размера средней заработной платы — 35 тысяч рублей. Кроме того, было предложено отменить некоторые необоснованные привилегии по медицинскому, санаторно-курортному, бытовому и пенсионному обеспечению (хотя скептики утверждают, что СР просто решила таким образом отомстить тем своим коллегам, которых в Думе стало намного больше, а их почти в два с половиной раза меньше).

Некоторые эксперты утверждают, что политический вес нынешнего депутатского корпуса ниже образца 2000 или даже 2004 годов, но справедливость этих слов проверит время.

Как замечают политологи, да и сами депутаты, роль Думы седьмого созыва претерпит большие изменения. Более того, могут сильно измениться отношения между Кремлем и Думой, между Думой и правительством. Потому что меняются сами задачи, стоящие перед властью. Как считает политолог Игорь Шатров, лет 12–14 назад нужно было просто остановить падение, собрать растащенные ресурсы и полномочия. И тогда Думу пытались использовать (в лучшем случае) как площадку для перераспределения власти в стране, а в худшем — для переворота. Именно тогда роль Думы была искусственно и сильно снижена, в результате проводимой политики минимизации ущерба. И она была собранием разных лоббистов, ставленников бизнеса, в основном среднего и крупного. От нее не было уже никакого толка и она перестала быть местом для дискуссий. Позже был создан ОНФ, но и тогда не могла еще возникнуть новая дума, и потому дума шестого созыва была промежуточной. Новый же состав Думы по идее должен стать иным.

Как говорили и писали политологи еще несколько месяцев назад, депутатов — как на федеральном, так и на местном уровне — стали «отделять от бизнеса», и в новой Думе это проявится в полной мере. От региональных чиновников стали требовать не просто не воровать, но и честно выигрывать выборы, и работать, слушать, объяснять свою позицию реальной, а не искусственной общественности. Возвращение выборов по одномандатным округам и внедрение предварительных выборов в «Единой России» также работают на изменение самого качества депутатского корпуса.

— Новая Дума будет иметь гораздо большее влияние как на все стадии процесса законотворчества, так и на работу Кабинета министров. Возрастет роль думских комитетов, больше законопроектов, которые обретут форму закона, будет готовиться в стенах самой Думы, произойдет некоторое перераспределение фактических, а не юридических полномочий в пользу нижней палаты, — говорят эксперты.

Будет ли так на самом деле или верх возьмут прогнозы пессимистов о том, что новый депутатский корпус окажется неспособным к вызовам нового времени, станет ясно уже скоро.

 

Андрей КНЯЗЕВ

парламентский корреспондент «МН» — специально для «НВ»

 

Пришли, чтобы остаться

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend