За январь — апрель смертность населения в стране выросла на 3,7 процента.
И это не тревожный сигнал, предупреждающий о том, что ждет нас, если не предпринять какие-то конкретные меры, — это уже факт нашей жизни. Точнее — смерти. Премьер Дмитрий Медведев поставил перед своими министрами задачу: капитальным образом разобраться в сложившейся ситуации…
Увы, но ведь так и должно было случиться. Все шло к тому, что реформа, которую весьма последовательно (редкий случай!) проводят партия и правительство, этим и закончится. Смертность шла буквально по пятам за т.н. «модернизацией» и «оптимизацией» системы здравоохранения, суть которых была проста донельзя, — тратить на лечение россиян как можно меньше бюджетных денег. Между прочим, наших же с вами денег.
Потому и закрывают больницы, увольняют медиков, заставляют бригады «скорой помощи» отказывать больным в госпитализации… В столице, чтобы попасть на прием к нужному специалисту, приходится ждать в очереди месяц-два! Что же говорить тогда о провинции. 17,5 тысячи населенных пунктов в стране осталось вовсе без какой-нибудь «медицинской инфраструктуры» — в них нет даже фельдшерского пункта. Люди, живущие там, оказались, в прямом смысле слова, брошенными государством на произвол судьбы!
До 2014 года смертность пусть очень медленно и неравномерно по разным регионам — и не во всех регионах — но все-таки в среднем по стране снижалась. А вот с середины прошлого года «процесс пошел» все медленней, и к концу этот показатель уже вернулся практически к уровню 13-го года.
Теперь и вовсе стало худо. Уже в январе — феврале статистика отметила: смертность выросла на 2,2 процента, Россия опять вернулась к естественной убыли населения. В I квартале нынешнего года в семи регионах — в Архангельской, Костромской, Ленинградской, Орловской, Пензенской, Саратовской областях и Карелии — смертность выросла на 9 и больше процентов. Ну, а в среднем по стране этот показатель составляет 5,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И что особенно пугает: смертность выросла среди людей самого трудоспособного возраста, от 35 до 44 лет. Им еще работать и работать, им еще детей рожать и на ноги ставить, а они…
По итогам уже за январь — апрель страшный показатель несколько снизился, но все равно тенденция на вымирание населения сохраняется. Смертность выросла на 3,7 процента по сравнению с этим же периодом прошлого года.
Можно, конечно, съехидничать: это чиновники постарались к июньскому совещанию по демографической политике у премьер-министра, все-таки 3,7 процента — это вам не 5 с лишним. Но шутить совсем не хочется.
Поразительно, но о том, что рост смертности населения — это результат реформы здравоохранения, которую проводит это самое правительство, никто и словом не обмолвился на том совещании. Глава Минздрава Вероника Скворцова — по сути, главная виновница и уж во всяком случае главная ответчица за все, что творится в нашей медицине — виновных нашла среди «стрелочников». Ими оказались даже не губернаторы, а их подчиненные — руководители краевых и облздравов. И с гордостью доложила главе правительства: за два минувших года было уволено аж 29 региональных министров здравоохранения.
Зато прямо об этом говорили участники III международной конференции «Оргздрав-2015», которая прошла в Москве незадолго до того совещания. В главном докладе, с которым выступил президент Российского общества по организации здравоохранения и общественного здоровья Владимир Стародубов, было прямо сказано: главная проблема — недостаток финансирования!
По заявлениям Минфина, расходы на здравоохранение в этом году должны составить всего 2,7 триллиона рублей. Но на самом деле это будет еще меньше, потому что инфляция, официально определенная в 5,5 процента, слушаться власти отказалась и уже перепрыгнула отметку в 8 процентов. Лечение — современное, эффективное — становится просто недоступным для большинства населения страны. Бесплатно его получить все сложней, а денег на платную медицину у большинства населения страны, в которой, только по данным «Росстата», 23 миллиона человек живут в бедности, просто нет.
И ведь не сказать: от нас скрывали, что нас ждет. Еще в октябре 2013 года Татьяна Голикова, перешедшая из министров здравоохранения в председатели Счетной палаты, честно предупредила, что через два месяца качество медицинских услуг резко ухудшится. Денег на бесплатную медицинскую помощь всем у государства нет.
Ну, и с чем (или с кем) «капитальным образом разобраться» велел Дмитрий Медведев? Как там дедушка Крылов писал? Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Ольга КИТОВА
политический обозреватель «НВ»
NB!
Письмо в тему
Недавно прочитал данные по абортам в нашей Нижегородской области — 9600 случаев в 2014 году, с хитрой поправкой — до 12 недель. А более 12 недель?!
Любой врач, медработник и, тем более, акушер-гинеколог скажут, что цифра не соответствует действительности, и абортов в регионе, где живет более 3 миллионов человек, на несколько порядков больше.