Российский экспорт практически перестал расти — к такому выводу пришли специалисты Центробанка.
По мнению экспертов, это, в свою очередь, свидетельствует о дальнейшем падении темпов экономического роста.
«Исторически стагнация экспорта всегда означала резкое замедление экономического роста. Если же экспорт начинал снижаться, то это приводило и к снижению ВВП», — говорит директор аналитического департамента инвестиционной компании «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.
Никаких изменений к лучшему не происходит и в структуре российского экспорта, основой которого по-прежнему является продукция ТЭК. Несмотря на то, что в последнее время цены на нефть растут, объем ее продаж за рубеж снижается.
Например, по данным компании «Транснефть», экспорт российской нефти в Европу в прошлом году по сравнению с предыдущим годом упал на 16% (до 51 млн тонн). Спад нефтяного экспорта объясняется главным образом решением стран ОПЕК о сокращении добычи нефти.
Большие надежды возлагались на поставки за границу продукции отечественного агропрома. Однако сельскохозяйственный экспорт тоже снижается. По итогам прошлого года он составил около $26 млрд, в нынешнем ожидается не более $24 млрд.
«Снижение темпов экспорта АПК связано со снижением по сравнению с 2018 годом объемов экспорта зерновых, обусловленным более низким урожаем в 2018 году относительно рекордного урожая в 2017 году», — разъяснил глава Минсельхоза России Дмитрий Патрушев.
На объемы экспорта, разумеется, влияют и экономические санкции, введенные против России Западом. Некоторые страны сворачивают торговлю с РФ, боясь вызвать раздражение Вашингтона.
Главным внешнеторговым партнером России сегодня стал Китай. Китайцы не смотрят в рот американцам, проводя самостоятельную политику во всех сферах, включая внешнеторговую. Однако и Пекин не может игнорировать волю Вашингтона, особенно учитывая тот факт, что Штаты по большому счету сегодня для Китая являются более важным партнером, чем Россия. Даже с учетом продолжающихся торговых противоречий объем торговли между Китаем и США за пять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился не в разы, как можно было бы предполагать, а всего на 14,6%. В прошлом году КНР импортировала из России товаров на $52 млрд, из США — на $145 млрд.
Российский же экспорт в отличие от китайского или американского все больше проседает. И это объясняется не только, а может, даже не столько неблагоприятной внешнеторговой конъюнктурой, сколько причинами сугубо внутреннего свойства. Проще говоря, мы до сих пор не научились хорошо продавать. Не секрет, что качество некоторых отечественных товаров оставляет желать лучшего, вызывая претензии зарубежных покупателей. В качестве одного из самых свежих примеров можно привести историю с грязной российской нефтью, которую мы гнали по нефтепроводу «Дружба» в страны Евросоюза через Белоруссию. Покупатели теперь требуют выплатить им миллиардные компенсации.
Проблемой остается и преимущественная продажа продукции с низкой степенью готовности. Продаем тому же Китаю круглый лес за гроши, а потом покупаем у него втридорога разнообразную продукцию деревообработки.
Главная же опасность, подстерегающая российский экспорт, заключается в его закостеневшей структуре. Покупатели наших энергоносителей все активнее переходят на генерацию, основанную на использовании возобновляемых источников энергии (солнце, ветер, вода), отказываясь от традиционных теплоэлектростанций. Закупки нефти, и особенно угля, неизбежно будут сокращаться.
Снижение спроса и падение цен на уголь в Европе уже ударило по ОАО «Российские железные дороги». Заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило сообщил, что из-за резкого сокращения угольных перевозок транспортная монополия останавливает локомотивы и будет вынуждена сокращать штаты. Работы могут лишиться 3 тыс. человек, а потери, связанные с отставанием погрузки угля во II квартале этого года, оцениваются в 1,5 млрд рублей.
Замедление экспорта на ближайшие несколько лет прогнозирует и Минэкономразвития (МЭР). Однако в ведомстве уверены, что, несмотря на это, экономический рост в России будет ускоряться. За счет чего же? Ответ МЭР: за счет роста потребительского спроса и инвестиций. То есть за счет того, чего в России сегодня нет. Откуда возьмется рост спроса, если доходы населения падают шестой год подряд? Желающих инвестировать в нашу экономику с каждым днем тоже становится меньше. Однако эти «мелочи бытия» МЭР, похоже, в расчет не принимает.
Экономисты утверждают, что среднегодовой экономический рост в России сейчас не превышает 1%. Если же принять во внимание еще и замедление экспорта, можно констатировать, что страна все глубже вязнет в болоте экономического застоя, а значит, ком социальных проблем, увы, будет только нарастать.
Игорь ВЕРЕСКОВ