«Будем деловыми всегда, но по вторникам — особенно!»

12 июля 1994 года вышел в свет первый номер «Делового вторника».

 

Об этом возвестила крохотная заметка под заголовком, который мы вынесли в аншлаг праздничного номера «НВ». Свой путь наш еженедельник начал как экономическое приложение к «КП» (скан его первого номера, а также полную версию спецвыпуска «НВ» вы найдете на нашем сайте — nvtornik.ru).

В упомянутой заметке редакция «КП» объяснила читателям и свой выбор в названии вкладки, напомнив, что «именно этот день является самым продуктивным рабочим днем недели».

 

Редакция "Нового вторника"
Редакция «Нового вторника»

 

 

Так это или не так — не столь важно. Главное, что, начиная с 12 июля 1994 года и по сей день «Вторник» прочно удерживает свои позиции на газетном рынке России. Что даже став по стечению обстоятельств «Новым» и, соответственно, обновив свой дизайн, «Вторник» остался таким же злободневным, каким был его предшественник. Незыблимыми все эти 20 лет оставались и основные принципы, которым однажды присягнуло наше издание, — честность, правдивость и бескомпромиссность в отстаивании своей позиции.

Кроме того, и это признают наши коллеги в регионах, еженедельник сохранил злободневность и остроту материалов, авторский актив, а также другие достоинства «ДВ», чем и объясняется нынешняя популярность «НВ» в регионах.

Напомню читателям, что издание выходит в качестве общефедерального спутника-вкладки с помощью своеобразных ракетоносителей, роль которых выполняют региональные издания — от республиканских и областных типа «Северная Осетия» и «Советского Сахалина» до городских, как, например, «Березниковский рабочий», и даже районных. Скажем, с февраля к дружной семье партнеров, распространяющих «НВ» таким оригинальным способом (аналогов в этом смысле у нашего еженедельника нет ни в России, ни, пожалуй, за рубежом), присоединилась независимая газета «Северные Берега», выходящая чуть ли не на краешке Земли, в Калевальском районе Карелии. Она учреждена коллективом журналистов, ранее работавших в муниципальной газете «Новости Калевалы», откуда нашим коллегам пришлось всем коллективом уволиться в знак протеста из-за попыток ввести цензуру со стороны местных властей.

Другое отличие нашего «Вторника» от других изданий заключается в содержании или, как сейчас модно говорить, в контенте. «НВ» поднимает темы самого широкого «профиля» — от возрождения традиций семейного чтения до проблем воспитания патриотизма, морали и нравственности. Газета предпочитает живой и откровенный диалог с читателями на нормальном русском языке, чрезвычайно редко печатает надоевшую всем рекламу, особенно модульную. Вместо нее мы стремимся публиковать материалы на волнующие общество темы, написанные «от души и для души». Это, по нашим наблюдениям, значительно повышает востребованность издания в регионах. Скажу больше: по отзывам партнеров, выпускающих еженедельник уже на протяжении многих лет (удобно ведь: две газеты — в одной), благодаря «Вторнику» местные издания формируют свою подписку. При этом, как заметил главный редактор «Забайкальского рабочего» Сергей Забелин, «НВ» дает читателям глубинки, почти не выписывающим центральных газет, возможность познакомиться с добротной аналитикой, а нам — лишний раз вспомнить молодость в виде лучших образцов публицистики». «Некоторые темы в провинции поднять трудно, а «Вторник» как раз восполняет этот пробел, предлагая свой, московский взгляд на происходящее», — дополняют коллегу журналисты астраханской газеты «Волга».

Кстати, «московский» взгляд — отнюдь не абстрактное понятие: его на страницах еженедельника представляют известные писатели и публицисты, большинство из которых по праву носят высшее в журналистском сообществе звание — «Золотое перо России»: это Надежда Ажгихина и Ольга Китова, Владимир Губарев и Павел Гутионтов, Леонид Жуховицкий и Акрам Муртазаев, Дмитрий Шеваров и другие, чьи материалы читатель видит чуть ли не в каждом номере газеты, и сегодняшний праздничный номер — не исключение. Кроме того (и это — самое главное), газета, повторюсь, сохраняет традиции истинно российской журналистики — той журналистики, которой с наступлением эры электронных СМИ так не хватает людям, особенно в провинции.

Впрочем, были у «Вторника» и черные дни, о которых не грех вспомнить даже в праздник. Одним из таких дней, безусловно, можно считать тот треклятый понедельник,13 февраля 2006 года, когда в результате пожара в редакции «Комсомольской правды» («ДВ» располагался над ней) мы лишились имущества и аппаратуры.

Еще одним черным днем для «Вторника» стал тот, когда Газпром в лице сменивших старое руководство питерских менеджеров (царствие небесное Рему Ивановичу!) сделал нам ручкой, а другой руки, крепкой и надежной, как вяхиревская, никто нам больше не подал. С уходом же из жизни Федора Сизого (светлая ему память!), остававшегося в последние годы единственным из прародителей «Вторника» и тащившего на себе воз и маленькую тележку, случился третий черный день — газета и вовсе задышала на ладан. Но нашлись люди, протянувшие руку помощи, хотя это, увы, была не рука государства. В трудные минуты нам помогли верные друзья газеты, в том числе Союз журналистов РФ и вы, уважаемые читатели, о чем мы всегда помним и будем помнить, пока бьется наше газетное сердце.

В эти праздничные дни я часто вспоминаю июнь 2011-го, когда после кончины Федора Сизого «Деловой вторник» оказался перед лицом реальной смерти — без руля и ветрил, лодкой-призраком, точь-в-точь как «Летучий голландец»… Тогда остро встал вопрос: «Что делать в этой непростой ситуации?». Я ведь на тот момент, хотя и выполнял функции главного редактора «ДВ», был, согласно штатному расписанию, обыкновенным наемным работником. Тем не менее, после недолгих раздумий я решил любым способом сохранить газету. Так неожиданно для себя я переквалифицировался в издателя, не понимая еще в полной мере, какую тяжелую ношу взваливаю на свои плечи. Но помогла поддержка читателей.

Никогда не забуду, как на следующий же день после моего обращения к ним, мне позвонила сотрудница банка и взволнованным голосом сообщила, что наш корсчет, на котором до того момента не было ни копейки, стал «набухать» от читательских переводов. И дело даже не в крутых суммах, коих как раз и не было. Дело — в удивительном порыве людей, вызвавшихся — кто полтинником, кто сотней, а кто и тыщей рублей — помочь газете. Это, скажу честно, прибавило мне сил и окончательно укрепило в решении сохранить издание, что мы сообща и сделали.

Боюсь показаться нескромным, но, когда я говорю о спасении газеты, у меня напрашиваются аналогии с тем, как известный вам Карен Шахназаров спасал умиравший 20 лет назад «Мосфильм». Сегодня Карен Георгиевич водит экскурсии по съемочным павильонам и с гордостью демонстрирует сохранившиеся раритеты. Точно также я могу сейчас провести вас по страницам «Вторника» и продемонстрировать то, что давно вымерло из нашей журналистики не только как жанр, но, пожалуй, как явление: вот — колючая публицистика Гутионтова, вот материалы Шеварова под рубрикой «Добрые лица» об известных и не очень людях (очерки вышли отдельной книгой), вот эссе Жуховицкого о поэтах-шестидесятниках, на базе которых Леонид Аронович также издал книгу, вот фельетон Николая Петрова, который пытается возродить из пепла забытый, но популярный когда-то жанр. А вот письмо под рубрикой «Глас народа» или его близнец «От народного обозревателя», под которым «НВ» нередко печатает язвительные тексты, в том числе в стихах, о российских реалиях. Вы где-нибудь еще можете почитать такое?

И, кстати, не удивляйтесь, если я честно признаюсь сегодня, что в штате «Нового вторника» — всего три человека (на снимке слева направо): верстальщик Сергей Власенко, бухгалтер Цисмари Махарашвили и ваш покорный слуга, который и жнец, и на дуде игрец — ну, и так далее (нужное вписать).

Короче говоря, любимая поговорка Сизого — «Мы живем трудно, но интересно» — стала теперь и моей, фирменной фразой. С ней я ложусь спать, с ней же просыпаюсь, повторяя как заклинание…

 

Леонид АРИХ

главный редактор «НВ»

 

 

NB!

 

Другие мнения о «Вторнике» вы прочтете в этом номере. К сожалению, свои воспоминания написали не все, кто должен был (скажем даже: обязан был!) написать. Но у них, видимо, есть сейчас дела поважнее, чем черкнуть пару ласковых слов о газете, которая кое-что да значила в их судьбе.

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend