Параллели
В Германии решили одним махом истребить всех «зайцев»
Немецкое правительство планирует ввести бесплатный проезд на общественном транспорте. Большинство коммун и городов критикуют эту идею. Почему, выяснял корреспондент «НВ».
Ожесточенные общественные дискуссии о возможности отмены платы за проезд в общественном транспорте ведутся во многих странах мира уже многие годы. В последнее время этот вопрос вовсю обсуждается и в Федеративной республике. Главными сторонниками данной инициативы являются, в первую очередь, защитники окружающей среды, которые указывают не только на возможность резкого сокращения вредных выхлопов и шума автомобилей, но и на значительное уменьшение в таком случае количества пробок и аварий.
На днях эта идея приобрела в Германии конкретные очертания. Министр экологии Барбара Хендрикс, глава Минтранса Кристиан Шмидт, а также руководить ведомства федерального канцлера Петер Альтмайер направили в адрес Европейской комиссии письмо с соответствующими предложениями из Германии.
В ответ на упреки Брюсселя в повышенной загазованности ряда немецких городов политики сообщили о планах Берлина по поэтапному введению бесплатного проезда в автобусах, трамваях и электричках в пяти городах страны — Бонне, Эссене, Херренберге, Ройтлингене и Мангейме. Администрациям этих городов предполагается оказать финансовую поддержку из федерального бюджета, что позволит здесь перевести транспорт на бесплатный режим работы без серьезных проблем для местной казны. А ведь именно вопрос о резком росте нагрузки на коммунальный бюджет и является сейчас главным аргументом критиков модели бесплатного транспорта.
Так, глава Объединения немецких городов и общин Герд Ландсберг, критикуя планы правительства, заявил, что «немецкие общины и местные транспортные предприятия в любом случае не смогут это оплатить». Господин Ландсберг считает, что Федерация не в состоянии сейчас полностью покрывать расходы на бесплатный транспорт, и, стало быть, коммунам придется залезать в собственный бюджет. По его мнению, идея о бесплатном проезде может быть реализована в ФРГ лишь в «далеком будущем», так как для этого требуется «намного больше персонала и транспортных средств», чем считает правительство. Как отмечает Герд Ландсберг, ежегодные доходы предприятий общественного транспорта в Германии составляют в настоящее время около 13 миллиардов евро. И эти деньги нужны для того, чтобы общественный транспорт в ФРГ «продолжал улучшать свою работу».
Критически относится к планам Федерации и руководительница Транспортного объединения Берлина и Бранденбурга Сузанне Хенкель. По ее словам, доходы от продажи билетов и проездных в этом регионе составили в минувшем году 1,41 миллиарда евро. Вряд ли правительство будет готово каждый год выделять такие деньги, уверена госпожа Хенкель. Кроме того, она напоминает, что значительное увеличение количества пассажиров обычно приводит к тому, что водителям становится сложно соблюдать действующее расписание и поддерживать общественный порядок.
Глава Немецкого профсоюза работников железнодорожного и других видов транспорта Александер Кирхнер и вовсе сомневается в том, что реализация модели бесплатного общественного транспорта принесет экологическую пользу. «Сделать бесплатный проезд и ожидать, что воздух сразу станет чище — это не сработает», — отмечает Кирхнер. Кроме того, по его мнению, сегодняшние транспортные проблемы, связанные с опозданием или отменой автобусов или электричек, с переполненными вагонами в часы пик, вряд ли убедят автолюбителей отставить машину дома и отправиться, пусть даже и бесплатно, в поездку на общественном транспорте.
Между тем, обер-бургомистр Тюбингена, известный «зеленый» политик Борис Пальмер не стал дожидаться помощи от правительства, а самостоятельно решил в начале февраля начать эксперимент по переходу на бесплатный транспорт. Городская администрация Тюбингена постановила, что теперь каждую субботу в городских автобусах можно будет ездить бесплатно. Правда, пока это официально увязывается с ремонтом большой парковки в центре города. Однако обер-бургомистр намерен пойти дальше. А именно — он предложил ввести сбор со всех жителей города в размере 15 евро в месяц. Тем самым, уверен господин Пальмер, удастся полностью покрыть расходы местного транспортного объединения в 15 миллионов евро в год, не прибегая к финансовой поддержке из Берлина.
Владимир ВОЛКОВ
собкор «НВ»
БЕРЛИН
NB!
А КАК У НАС? В Москве бесплатные экспресс-маршруты обычно организуются в дни, на которые выпадают церковные праздники — Вербное воскресенье, Пасха и Красная горка для проезда граждан к городским и пригородным кладбищам. Кроме того, бесплатный проезд пассажирам обеспечивается в случае ремонта той или иной станции метро или целого участка подземки, а также в случаях аварий и стихийных бедствий.