Картинки из глубинки
Известно, что Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения. А доживи великий комбинатор до наших дней, он наверняка воспользовался бы и четыреста первым, который придумал за него некий Сатоши Накамото в виде виртуальной валюты с замысловатым названием — биткоин.
Существует, однако, версия, что под этим псевдонимом скрывается совсем другой человек или даже группа лиц, о коих ничего толком неизвестно. Но это не столь важно: ведь и наш «идейный борец за денежные знаки» носил вымышленное имя, хотя списан был с реального человека, которого звали Остап Шор и был он, если помните, инспектором уголовного розыска Одессы.
Так вот, когда литературный герой Ильфа и Петрова появился на свет, самого Сатоши Накамото, как, впрочем, и его родителей, не было даже в проекте, что делает честь комбинатору японского происхождения, пусть и не столь великому в смысле количества изобретенных способов отъема денег. Иное дело — качество. Ведь чего греха таить: своим единственным методом этот святоша, простите — Сатоши переплюнул четыре сотни остаповских, ибо родил нечто, чего ни руками не пощупать, ни глазами не узреть. Зато, если пошевелить мозгами и поиграть цифирками, можно обзавестись и настоящими купюрами. А они, по словам Карла Маркса, являются квитанциями, дающими право на эксплуатацию чужого труда.
Смею предположить, однако, что мало кто из расплодившихся (после «открытия» Накамото) детей лейтенанта Шмидта, особенно российского разлива, знают о трудах основоположника научного коммунизма. Зато они чуть не с пеленок выучили слово «лохотрон», и их впору относить к детям Мавроди.
Кстати, сам основоположник финансовой пирамиды, судя по всему, не дремлет даже после отсидки. Почуяв навар от подвернувшейся удачи, этот аферист, более известный как советско-российский мошенник, уже заявил, что запустил собственную криптовалюту — Mavro, которая, по его словам, «в 2018 году станет цифровым золотом, это я вам гарантирую».
Как же, помним. Когда-то устами незабвенного Лёни Голубкова он также гарантировал нашим женам сначала сапоги, потом шубу, новую мебель, а потом и автомобиль, и «дом в Париже»… Но оставил с носом и жен наших, и миллионы таких же голубковых, искрометно доверившихся махинатору и также искрометно им обманутых.
Но нашим гражданам этот урок не пошел впрок. Теперь их мозги забиты биткоинами и всякими там майнингами, а интернет — заманчивыми предложениями, как заработать на криптовалюте. Иными словами, сделать невиданное доселе состояние буквально из воздуха. И даже — внимание! — из… собственного тела, превратив его энергию в цифровые деньги. Именно такой задачей на полном серьезе задались недавно ученые из нидерландской технологической компании Speculative Capital, пудря мозги и себе, и нашим соотечественникам, которые всю прелесть криптовалюты познают на собственной шкуре. Слава богу, пока — в переносном смысле.
Один из таких — житель города Шахты Александр Бражников, о котором рассказал местный информпортал KVU.SU. Он как раз занимался тем, что майнил криптовалюту на созданной в квартире «ферме» — (так называется оборудование для заработка, представляющее собой обычный компьютер с подключенными к нему видеокартами). Но все, что он успел «намайнить», у него стырили хакеры из Словении.
В этой истории успокаивает только одно: украли—то всего тысяч пять, да и то наших, деревяных. А вот паре россиян, отдыхавших в Таиланде под занавес января, не повезло по-крупному.
Как сообщает местное издание Phuket Gazette, грабители, которые, предположительно, тоже были туристами из России, украли у молодых людей биткоины на сто тысяч долларов.
Украли — да не совсем! Их просто выкачали из бедных россиян, вынудив последних (под угрозой выдачи тайской полиции якобы за махинации с криптовалютой) назвать пароли от электронного кошелька, на котором хранились виртуальные деньги.
Подобным же образом — то бишь, рэкетом — действуют охотники за «живыми» купюрами, получаемыми в результате сделок с криптовалютой. Самый яркий пример имел место в Москве, где у мужчины, получившего наличные средства за реализованные покупателю биткоины, шестеро бородатых мужчин, угрожая насилием, отобрали пакет с 15 миллионами рублей и благополучно скрылись.
И хотя родиной крупнейшей в мировой истории кражи электронных денег стала не Россия, а Япония, где со счетов клиентов биржи Coincheck похитили криптовалюту NEM на сумму 527 миллионов долларов, а первое убийство из-за биткоинов совершено в Турции, где тамошние преступники пытались пальцем убитого разблокировать его мобильный телефон и получить доступ к приложению для работы с биткоинами, матушке России успокаиваться рано. Если — не поздно.
По самым скромным подсчетам, сейчас в России примерно 500 тысяч майнеров. И эта цифра стремительно растет, как растет и количество тех, кто не прочь воспользоваться заработком других. Множится число фейковых сайтов, действующих под маркой криптовалютных бирж и обменных сервисов биткоинов, а это — один из проверенных способов обогащения для злоумышленников. Используются и другие хитрости, вплоть до простого обмана: в Обнинске одному доверчивому клиенту ушлые аферисты продали два «живых» биткоина за тысячу рублей каждый, всучив ему пару сувенирных монет, сделанных кустарным методом из дешевого металла, а может, и пластмассы.
Мы, как всегда, опаздываем с мерами по противодействию вырвавшегося из бутылки очередного джинна, о чем недвусмысленно заявила и глава Совфеда Валентина Матвиенко. Сравнив криптовалюту с чертом, выскочившим из табакерки, третий человек в государстве призвала работать на опережение и вырабатывать пути регулирования этого процесса. Пути-то, знаем, вырабатываются, но слишком медленно.
Пока же мы имеем то, что имеем: биткоины в России не легализованы, но и не запрещены. И значит, нет сомненья в том, что такое «межсезонье» позволит раздуть мыльный пузырь до немыслимых размеров. А когда он лопнет, стране мало не покажется.
Леонид ГРЕКОВ