В тени под «липой»

Похоже, скамья подсудимых, как и судьи, оказались феноменальными пиарщиками.

 

Вчера, в день весеннего равноденствия, в Донецке начали зачитывать приговор Надежде Савченко. А может — нам с вами?

 

В силу неких гендерных установок, заложенных в меня восточной эволюцией, никогда не пел гимны силе женщины, предпочитая восхищаться ее слабостями. Тем не менее, я всегда считал женщин сильнее мужчин. Потому что, защищая свое дитя, Женщина обретает чудовищную энергию. Но как циник, я полагал, что эта энергия дается ей Природой, так сказать, по долгу службы. Иначе ведь невозможно продолжения рода. Но чтобы женщина была Солдатом… («Солдат Джейн» — это не доказательство, хотя Деми Мур до сих пор способна взять в плен миллион мужчин без единого выстрела).

Можно, конечно, упрекнуть мою логику именем Jeanne d’Arc, героически спасшую Францию от англичан, но реальных доказательств ее существования пока раздобыть не удалось. Правда, в ХIХ веке был найден стеклянный сосуд с «запиской из прошлого», в котором сообщалось, что это «останки, найденные в костре Жанны д’Арк, Орлеанской девы». В сосуде были обнаружены обугленные фрагменты человеческого ребра и льняной ткани. Но экспертиза установила, что «обугленное» ребро никогда не подвергалось воздействию огня (хотя, согласно легенде, Жанна д’Арк была сожжена!), а льняная ткань — соткана за… тысячи лет до рождения Орлеанской девы.

И вот впервые (вполне допускаю, что только на моей памяти, да еще в момент работы над этим материалом) мы стали свидетелями реального рождения d’Arc наших дней — Нади Савченко.

Невольно вспоминается одна история. Великая Анна Ахматова, в разгар безумной кампании против Иосифа Бродского (наш суд уже тогда был самый гуманный суд в мире) воскликнула: «Какую биографию делают нашему рыжему!».

Российское правосудие, даже в его нынешнем прислужливом состоянии, сумело создать биографию великой женщины. Понятно, что Надежда, как, впрочем, и Бродский, вполне состоялись бы и без такого суда, но скамья подсудимых, как и судьи, оказались феноменальными пиарщиками.

Напомню, что Следственный комитет России обвиняет Надежду в пособничестве в убийстве двух журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина, погибших 17 июня 2014 года в Луганской области. По мнению следствия, она корректировала огонь минометов. То есть, в неистовой суматохе боя сразу выявила российских журналистов среди множества сепаратистов и передала координаты.

Вероятность любого события, конечно, отлична от нуля, и не будем отбрасывать эту версию. Но суд не стал обременять себя доказательствами. Суд вообще был предельно нелюбопытен. Он не установил, кто подписал командировку журналистам на войну и какое задание они получили. Его не интересовало, шла ли в это время информационная война, в ходе которой Россия (может быть!) всячески поддерживала сепаратистов идеологически. И даже «добровольцами»… Если да, то в этом случае РФ становится заинтересованной стороной процесса — и где уж тут докапываться до истины?

И еще: если Надя сражалась с террористами за территориальную целостность и независимость своей Родины, то в чем ее вина и почему ее судит российский суд, потерявший, кстати, свою независимость от власти?

Другой любопытный вопрос, который нормальный суд не мог бы обойти вниманием: как Надежда попала в Россию? Она сама заявила, что была похищена «вежливыми зелеными человечками» (вспомните Крым). Но по утверждению Следственного комитета, вскоре она была отпущена на свободу (зачем?), а потом сама (!) незаконно пересекла границу… Чтобы предстать перед судом?

И еще: защита Савченко предоставила суду видеозапись, на которой, по положению солнца, можно определить точное время пленения Нади. И разве это не абсолютное алиби, если журналисты погибли значительно позже! Но суд даже не принял эти доказательства к рассмотрению. Хотя они подтверждаются биллингами ее телефонных звонков, которые суд тоже отказался принять во внимание.

В этой истории все факты, и тут я согласен с нашим судом, не имеют принципиального значения. Как и сам приговор, который уже понятен и неминуем. (А прокурор потребовал для Нади 23 года лишения свободы). Поскольку речь идет вовсе не о преступлении и справедливости. Речь в данном случае — о чести Государства. И системе правосудия. То есть, речь — о нас.

Дело Савченко раскололо российское общество на две неравные части. Одни (их большинство) считают Савченко сукой (а я выбрал самое «гуманное» слово из всех услышанных или прочитанных в Интернете). Другие — героем на все времена. Поскольку она как человек военный защищала свою Родину. А это не просто ее долг, но и прямая служебная обязанность.

В интернете можно прочесть ее последнее слово на суде. Увидеть ее фотографии. Она много раз объявляла голодовку. Дважды сухую. Вторую прервала из-за письма президента Украины Порошенко. Которое, однако, оказалось фальшивым.

…Российский журналист Аркадий Бабченко передал через адвокатов вопросы Надежде, и она ответила на них предельно честно. И был там такой вопрос: «Как нам, россиянам, поддержать Надежду? Что бы она хотела от тех, кто живет здесь, но на ее стороне? Кто не поддерживает эту власть?».

Она ответила просто: «Перестаньте бояться! Этим вы поможете не столько мне, сколько себе».

 

Акрам МУРТАЗАЕВ

 

NB!

Публикуя этот материал, редакция «НВ» напоминает, что может не разделять точку зрения авторов, чьи материалы выходят под рубрикой «Особое мнение». Тем не менее, еженедельник печатает их, стремясь представить на своих страницах, как и обещал с первых номеров, весь спектр существующих взглядов на ту или иную проблему.

 

v-teni-pod-lipoj

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото openrussia.org

 

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend