Не начитались?!

Спустя 70 лет после разгрома нацистского рейха в Германии опять печатают «Mein Kampf» Адольфа Гитлера

 

Только наша страна (и только по официальным данным) потеряла в Великую Отечественную войну 27 миллионов, а современные историки оценивают потери СССР в 35–45 миллионов человек! До чего дочитаются немцы на этот раз?

 

Восьмого января книга поступила в продажу, и ее тут же смели заждавшиеся покупатели. Заранее, еще с конца прошлого года, в прессе широко обсуждалась подготовка к печати «литературной новинки», что можно смело приравнять к лучшей, да еще и бесплатной рекламной кампании. Так и случилось.

Не остановила немцев даже дороговизна — 59 евро! Впрочем, пока остается неясным: скупали тома, дабы приобщиться к извивам мысли вождя Третьего рейха, или из меркантильных соображений? Тираж в 4 тысячи экземпляров непременно станет редкостью, и можно нажиться на перепродаже…

Это первое издание книги Гитлера про «4,5 года его борьбы против лжи, глупости и трусости» после окончания Второй мировой войны. Название неопытного автора первый издатель в 1925 году обрезал — так мир получил «Mein Kampf» («Моя борьба»).

Терпели новые издатели 70 лет, но вовсе не от хорошей памяти или чувства «политкорректности», а по причине элементарной жадности. Просто 1 января 2016 года истек срок авторских прав, и печатать можно бесплатно, не отчисляя правопреемникам ни евроцента. Этого дня ждали, к нему готовились заранее.

Следует сразу оговориться, что бесценный дар фюрера своему народу никогда у того и не отбирали! В отличие от большинства стран мира, эта книга никогда не запрещалась в Германии и не попадала ни под какие запреты! Ее можно было спокойно купить у букинистов: за недолгое существование нацистского государства книгу успели напечатать общим тиражом в 12 с лишним миллионов, она имелась в каждой немецкой семье — получали в подарок на свадьбу, на рождение детей, на праздники, покупали сами…

Потому и остается без ответа единственный и главный вопрос, который задаем мы себе сегодня: зачем они это сделали? Зачем вновь печатать и издавать этот бред?!

Невнятные заявления немецких чиновников и политиков про «запретный плод, который сладок» и про то, как «важно сломать табу на «Mein Kampf», вряд ли можно считать хоть в какой-то степени вразумительными ответами на этот вопрос.

Действительно, а почему вдруг приспичило ломать табу? И уж, тем более, о какой «научной работе», о каком серьезном изучении бредней бесноватого фюрера может идти речь? Оказывается, это можно всерьез изучать и обсуждать?! Местные историки рассказывают, что они пять лет готовились к этому изданию, изучали «наследие» и писали к нему комментарии, которые и заняли большую часть «научного труда».

Да для этого не нужен многолетний труд коллектива ученых — уже всё и давно сказано и написано! Для этого хватило бы опубликованных писем, записных книжек и показаний, данных на допросах после войны немцами. Ну, например, пишет любимой женушке немец, «работавший» в концлагере: «Милая моя, работа оказалась не такой уж приятной, приходится убивать детей. Люблю тебя. Твой зайка».

Или можно было выставить на всеобщее обозрение экземпляры «Mein Kampf» в переплетах из… кожи узников фашистских концлагерей. Эти «книги» были среди других вещественных доказательств преступлений Германии на Нюрнбергском процессе.

И всё, какие еще комментарии нужны нормальным людям после этого?!

Особую остроту ситуации придает то обстоятельство, что подготовлено к печати и издано это чтиво казенным учреждением — Институтом современной истории в Мюнхене. Городе, ставшем в 20-е годы политической родиной Адольфа Гитлера и нацизма. Так что вряд ли можно считать публикацию его «труда» именно там и именно сейчас случайной… И уже представители немецкой учительской общественности выступают с инициативой — изучать «Mein Kampf» в школе, в старших классах. Приехали!

…Спустя многие десятилетия после нашей Великой Победы я стояла перед оперным театром в Берлине — именно здесь 10 мая 1933 года полыхал гигантский костер из книг, а в него всё швыряли и швыряли новые. Старый берлинец рассказал мне: он был тут со старшим братом, тот принес все запрещенные книги из дому, и он помогал, нес их вместе с ним. А потом тоже бросил одну книжку в огонь. Домой они вернулись грязные, в саже. Родители ничего не сказали им.

Великий Гейне сказал уже все на сотню лет раньше: «Там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей». Но, честное слово, для «Mein Kampf» не может быть иной судьбы. Ее надо судить и приговорить к полному забвению.

 

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

 

 

NB! 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ, на прилавках Италии появилась книга под авторством Муссолини. При этом издательство Mulino выпустило ее как «Мой дневник войны», а Rubbettino — как «Военную газету 1915–1917» (именно под таким названием письма Муссолини с фронта публиковались в газете «Народ Италии»). Научные редакторы называют письма будущего дуче «одним из лучших примеров мемуарной литературы» и отмечают «инновационный стиль письма Муссолини».

 

Кстати

 

Завтра исполняется 71 год со дня освобождения Советской армией узников Освенцима

 

Этот чудовищный по своему предназначению немецко-фашистский концлагерь был создан гитлеровцами в апреле-мае 1940 года близ польского города Кракова. Имел несколько филиалов, в которых одновременно находилось до 250 тысяч узников, использовавшихся на строительстве военных заводов. Всего в Освенциме было уничтожено более 4 миллионов военнопленных и мирных граждан СССР, Польши, Югославии, Чехословакии, Франции и других стран.

На «фабрике смерти» (так еще называли концлагерь) человеческая жизнь ничего не стоила. Души улетали в небытие вместе с черным дымом крематория. Эсэсовцы упражнялись в стрельбе по живым мишеням и радовались метким попаданиям в сердца узников.

Именно в Освенциме «работал» некто Иосиф Менгель, прозванный «ангелом смерти». Будучи доктором по профессии, он был настоящим садистом по жизни. Менгель проводил изуверские эксперименты над узниками, в том числе малолетними. Практически всех подопытных «доктора» отправляли затем в газовые камеры.

27 января 1945 года оставшихся в живых узников освободили наступавшие советские войска. В 1946 году на территории Освенцима открылся музей. В 1958 году здесь был создан Международный комитет памяти из представителей 16 европейских государств.

 

Юрий КИРИЛЛОВ

 

The owner of a book shop looks through a copy of the book 'Hitler, Mein Kampf A Critical Edition' A critical edition' in Munich

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend