В добрый путь, «Ладья»!

16–20 декабря в столичном ЦВК «Экспоцентр» в павильоне № 2 уже в девятнадцатый раз пройдет крупнейшая выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка-2015».

 

В ней примут участие свыше 1400 организаций промыслов, художников и индивидуально работающих мастеров из 65 регионов РФ. Деловая программа выставки чрезвычайно насыщена: семинары, совещания, круглые столы, обсуждения, обмен опытом, мастер-классы.

 

Особые ожидания специалисты отрасли связывают с предстоящим совещанием по проблемам народных художественных промыслов, которое Минпромторг России проведет совместно с Ассоциацией «Народные художественные промыслы России». В нем примут участие представители федеральных и региональных органов власти, руководители организаций промыслов, представители торговых и туристических организаций.

Как сообщили нам в Ассоциации НХП (интервью с председателем правления АНХП Геннадием Дрожжиным читайте ниже. — Ред.), в повестку предстоящего совещания включены самые актуальные для развития и эффективного функционирования отрасли вопросы и предложения. А таковых немало. Это и возможности субсидирования организаций промыслов на разных бюджетных уровнях, и продвигаемая АНХП идея о необходимости взаимопроникновения (конвергенции) отраслей туризма и народных художественных промыслов, и проблемы формирования инфраструктуры сбыта и реализации продукции народных промыслов, создания региональных центров народных промыслов, изучения практического опыта противодействия распространению контрафактной продукции.

Кроме того, АНХП намерена также обсудить на предстоящем совещании опыт взаимодействия органов власти, организаций промыслов и бизнеса и возможность создания интернет-портала «Народные художественные промыслы России» как единой информационной системы для продвижения туристических услуг в местах традиционного бытования промыслов.

Накануне знаменательного события мы попросили некоторых из представителей отрасли рассказать о своих предприятиях и о выставочной программе, а также о проблемах своей индустрии.

 

Наши цветы неувядаемы

 

Татьяна АГЕЕВА, член Союза художников России, художник Жостовской фабрики декоративной росписи:

— Подмосковная деревня Жостово уже давно стала символом уникального народного искусства. Почти два века жители этой деревни владеют дивным мастерством изготовления и росписи подносов, передавая его тайны из поколения в поколение. Этот год стал юбилейным для жостовской художественной росписи по металлу.

И мы решили устроить на «Ладье» своеобразный марафон мастерства для посетителей: два художника будут непрерывно расписывать подносы. Один художник станет работать возле нашего стенда, другой — в городе мастеров. Причем посетители смогут попробовать написать свой собственный шедевр.

На стенде Жостовской фабрики декоративной росписи мы представим историю промысла, технологию нашего производства — от грунтовки и замалевки до превращения стального подноса в цветущий ковер. Конечно, можно будет купить понравившийся поднос, который станет прекрасным новогодним подарком. Подносы будут представлены как традиционные, так и уникальные, кованые. Размеры — от маленьких, с блюдце, до больших, самоварных и обеденных. В последние годы мы стали осваивать и новые ремесла: создаем коллекции расписных новогодних шаров, стеклянных ваз; наборы подстаканников в расписных шкатулках, наборы хрусталя с авторской росписью. Жостовские цветы не увядают.

 

Морозные узоры повторит серебро

 

Сергей ЮФЕРИЦЫН, директор ЗАО «Северная чернь»:

— Великоустюгский завод «Северная чернь», сохраняющий традиции чернения по серебру более 300 лет, представит в рамках своей экспозиции эксклюзивную коллекцию гарнитуров украшений «Очарование классики», выполненной по эскизам художника Тропиной Е.Ф., много сделавшей для развития художественных тенденций современного искусства северной черни.

Продукция ЗАО «Северная чернь» широко представлена в ювелирных магазинах и в торговых предприятиях, специализирующихся на продаже изделий народных художественных промыслов, практически во всех регионах России. Поэтому ее особо представлять не надо. Люди знают наши изделия, охотно их покупают. Увеличиваются объемы реализации изделий с северной чернью на экспорт, активно развивается продажа с использованием интернет-ресурсов.

И все же мы стараемся сделать еще что-то для популяризации своего народно-художественного промысла. Уже два года на предприятии постоянно работает Демонстрационный зал, где экспонируются уникальные изделия, созданные в разное время мастерами «Северной черни».

Это привлекательный туристический объект, который с удовольствием посещают устюжане и многочисленные гости города, приезжающие на родину российского Деда Мороза. Специалисты проводят семинары, презентации и мастер-классы для разной целевой аудитории: региональных партнеров, потенциальных оптовых и розничных покупателей, представителей культуры.

Мы неизменно участвуем также в профильных выставках: не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Петрозаводске, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Костроме…

На нынешней«Ладье» ЗАО «Северная чернь» представит весь спектр своего обширного ассортимента: разнообразные ювелирные украшения, коллекции столового серебра и посуды, оригинальные сувениры, эксклюзивные авторские работы. Надеемся, что посетителям понравятся наши новинки.

 

Ложки-вилки в каждом доме

 

Сергей Васильевич БАБУШКИН, исполнительный директор ОАО «Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова»:

— Во многих странах есть традиционные места бытования уникальных народных промыслов, в том числе — и мастеров по обработке металла, продукция которых столь привычна, что трудно представить наш быт без столовых приборов, замков, ножниц и т.д. В Германии такие умельцы живут в Золингене, в Англии — в Шеффилде, а в России — в Павлово-на-Оке. Металлообрабатывающий промысел в Павловском районе Нижегородской области берет начало в далеком ХVII веке. Позднее кустари-одиночки стали объединяться в товарищества, артели и другие сообщества. На базе одной из таких артелей и образовалось наше предприятие по выпуску столовых приборов из нержавеющей стали и серебра. Все годы не затухала творческая работа по созданию орнаментов чеканочных узоров столовых приборов. Поэтому изделия павловских мастеров невозможно спутать с другими, так как они имеют свой особый стиль декора, основанный на элементах природных растительных орнаментов.С учётом возраста предприятия, которое в этом году отмечает своё 125-летие, можно уверенно предположить, что практически в любом доме найдутся столовые приборы из г. Павлово-на-Оке.

В настоящее время на предприятии выпускается более 350 наименований продукции, имеющей различную комплектацию. Возобновлен и активно развивается выпуск столовых изделий из серебра. Развитие технологий позволяет разнообразить декор изделий различными покрытиями: золочение, чернение, нитрит–титан. По желанию покупателей производится индивидуальная роспись изделий.

Обыденные и простые на первый взгляд столовые приборы с технологической точки зрения представляют собой сложные изделия. В них сконцентрирован труд многих специалистов: художников, конструкторов, граверов, полировщиков, отделочников и т.д.

Несмотря на все сложности сегодняшнего времени, мы стараемся вести модернизацию производства, создавать новые модели. Неоценимую помощь нам оказывают выпускники подшефного техникума народных художественных промыслов — нашей кузницы кадров.

 

Увы, пока на грани выживания

 

На вопросы корреспондента «НВ» отвечает председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы» Геннадий ДРОЖЖИН

— Ваша ассоциация была создана четверть века назад. Она стала заметным явлением, можно сказать — собрала отрасль заново, сумела добиться для нее существенных льгот и преференций. Каждый год вы проводите две крупномасштабных выставки — «Ладьи» весеннюю и зимнюю. Результаты вашей деятельности видны и в том, что продукция народных промыслов появилась всюду, и что ее художественный уровень заметно вырос и осовременился. Но судя по вашим последним заявлениям, индустрия стала стремительно терять свои позиции. С чем это связано: сказывается общий кризис или наметились какие-то негативные тенденции?

— К сожалению, положение в нашей отрасли, по оценке специалистов, вполне можно назвать катастрофическим: если в ближайшее время не будут приняты кардинальные меры, художественные промыслы как вид народного творчества могут исчезнуть совсем. Нет ни одного предприятия НХП, которое работало бы с хорошими финансовыми и экономическими показателями, каждое второе из них — убыточное или низкорентабельное. На мой взгляд, отрасли не хватает должного внимания со стороны органов государственной власти, а также системного подхода к нашим проблемам.

— Но государство поддержало и продолжает поддерживать промыслы. Этого недостаточно?

— Да, господдержка существует: ежегодно из федерального бюджета нашим предприятиям выделяются субсидии. Но, во-первых, их мало. Они к тому же не индексируются: 300 миллионов рублей в год пять лет назад и теперь — это разные суммы, сегодня за счет инфляции субсидии фактически обесценились на 40 процентов. Мы стали жертвой и законодательной «ловушки»: оно ограничивает возможность поддержки НХП на региональном уровне, если предприятие включено в перечень возможных получателей субсидий из федерального бюджета. В итоге — и в федеральном бюджете нет денег и получать дотации из региональных бюджетов нет права. И причём даже в том случае, если регионы могут помочь. Этот парадокс необходимо устранить, исключив из федеральных законов данный запрет.

— А налоговые льготы? Они ведь вам предоставлены…

— Действие льгот по налогу на прибыль прекращено. Налог взимается даже с тех сумм прибыли, которая образуется в результате получения субсидий из федерального бюджета. Необходимо либо избавить от налогообложения такую прибыль, либо хотя бы временно освободить от налога на прибыль организации НХП, многие из которых находятся в тяжёлом финансовом положении.

— Но такое положение сегодня у многих. Почему вы считаете, что НХП должны иметь льгот больше?

— Мы не хотим льгот больше, но как сказал В.В. Путин, что «…попса и так выживет, а …народные промыслы нуждаются в государственной поддержке…».

Во первых в ФЗ «О народных художественных промыслах», сказано, что сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей, во вторых народные художественные промыслы — это культурное наследие не только России, но и часть мировой культуры.

Промыслы — это ручной авторский труд. Очень затратное производство, до 80 процентов себестоимости изделия составляет зарплата художника, мастера. И при этом на НХП распространяется положение об увеличении страховых взносов во внебюджетные фонды: с 20,2 процента оплаты труда в 2011–2012 годах до 34 процентов сегодня. Это реальное удушение отрасли. Бьёмся над этим вопросом уже более двух лет, но пока безрезультатно. Наше предложение распространить на организации НХП льготную ставку в 14 процентов правительство РФ не поддержало.

— А какова зарплата у мастеров НХП?

— В отрасли очень низкая заработная плата, составляющая примерно 40 процентов от средней по стране. На многих предприятиях люди получают чуть более десяти тысяч рублей. И это главная причина, почему юноши и девушки не стремятся сюда на работу. Большинство работников — люди пенсионного и предпенсионного возраста. Для того, чтобы стать мастером, надо, как минимум, 6–7 лет учиться. Наша ассоциация ежегодно проводит всероссийский смотр-конкурс «Молодые дарования», направленный на поддержку талантливой молодёжи, однако с каждым годом становится всё сложнее найти участников. К сожалению, даже такая форма поддержки, как возможность для юношей вместо службы в армии трудиться на предприятиях народных промыслов, не даёт желаемого результата.

— Да, положение и впрямь очень серьезное. Понятно, что вы много полезного для отрасли сделали и многого добились. Все же она пережила за эти годы определенный расцвет. Но, действительно, есть ощущение угрозы для ее существования. Вы собираетесь провести на выставке совместное с Минпромторгом РФ совещание по этим вопросам. Поможет?

— Да, мы собираем союзников. В одиночку такой пласт негативных тенденций не одолеть. Кроме упорядочивания финансовых и законодательных моментов, нужен, считаю, солидный государственный заказ на нашу продукцию. Ведь изделия народных художественных промыслов — это, в первую очередь, имиджевая для страны продукция, символ не только отрасли, но и России в целом.

— Удачи!

 

Подготовила Людмила СЕМИНА

Фото Алексея ШОШИНА

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend