Вместе против врага

В артиллерийской батарее, которой командовал капитан Дмитрий Бачинский, заряжающим одного из орудий служил его отец, Григорий Васильевич.

 

Еще совсем недавно председатель Львовской областной организации ветеранов Герой Советского Союза генерал-майор в отставке Дмитрий Григорьевич Бачинский (на снимке) неутомимо вел общественную работу, отстаивал интересы участников боевых действий в органах власти, выступал в производственных коллективах и учебных заведениях.

 

Он заслуженно имел авторитет среди представителей разных поколений (не случайно его избирали депутатом Верховного Совета СССР), показывал пример верности нашим славным боевым традициям. Но доконали фронтовика раны, гулко прозвучали в трагической тишине прощальные выстрелы над его могилой… Тем не менее о таких людях нельзя говорить в прошедшем времени. Они — среди нас, ведь их подвиги бессмертны.

С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны Дмитрий Бачинский находился в боевом строю. Рассвет 22 июня 1941 года он встретил дежурным по полку в белорусском городе Лида. Канонаду батареи, которой командовал офицер, затем слышали под Курском и Орлом, Смоленском и Киевом, Житомиром и Львовом, Дембицей и Прагой. В кровопролитных сражениях ковался его характер, росло профессиональное мастерство. Вот несколько особо памятных эпизодов, о которых рассказывал мне Дмитрий Григорьевич.

…Июнь сорок второго года на Воронежском фронте. Ожесточенные бои с гитлеровцами за каждый опорный пункт, каждую пядь земли. Штурмовая батарея Бачинского — легкая, подвижная — внезапно появлялась перед самым носом противника, нанося ему непоправимый урон. Артиллеристы отличались не раз смелыми маневрами и точным огнем.

Один из населенных пунктов был забит людьми, машинами, сотнями подвод наших тыловых подразделений. Фашисты сосредоточили внимание на этом участке. Несколько десятков вражеских танков изготовились к атаке. Положение становилось критическим: немцы могли почти безнаказанно нанести удар по нашим тылам.

На окраине городка взревели моторы. Стальные чудовища двинулись вперед, готовясь все смести на своем пути. Командир нашей стрелковой роты приказал подчиненным открыть огонь, но силы были неравными. В разгар боя послышались радостные возгласы пехотинцев:

— Батарея! Штурмовая батарея Бачинского!

Вскоре все увидели, как буквально навстречу танкам мчатся артиллеристы. По команде старшего лейтенанта Бачинского орудия быстро заняли позиции. Прямым попаданием был остановлен головной танк, следом вспыхнул факелом второй, третий… Батарейцы тоже несли большие потери. Бачинский занял место убитого наводчика у прицела осиротевшего орудия и открыл огонь. Несколько метких выстрелов — и в сотне метров перед фронтом батареи замерли еще два танка. Остальные повернули назад. Меткость и бесстрашие артиллеристов заставили дрогнуть врага.

После боя командир полка представил старшего лейтенанта Дмитрия Бачинского к ордену Красной Звезды. Это была его первая боевая награда.

…Ненастной январской ночью сорок пятого года капитан Бачинский с несколькими разведчиками и радистами переправился через Одер, закрепившись на крохотном плацдарме. Он простреливался насквозь во всех направлениях. Группа наших воинов сумела отвоевать у фашистов один дом и устроить в нем наблюдательный пункт.

Наутро огонь противника усилился. Из леса и со стороны фольварка гитлеровцы пошли в атаку, чтобы сбросить в реку наших бойцов. Но из крайнего дома корректировал огонь артиллерии комбат Бачинский. Снаряды перелетали через Одер и поражали фашистов. Два дня и две ночи продержались капитан Бачинский и его подчиненные в укрытии, несколько раз вызывая огонь на себя. Каменные стены сотрясались от разрывов, потолок рухнул…

Когда плацдарм удалось расширить, батарея, переправившаяся на плотах через водную преграду, под командованием Бачинского вступила в открытую огневую дуэль с танками. Шесть уничтоженных бронированных машин и свыше ста гитлеровцев прибавили к своему боевому счету артиллеристы за один день.

Там, на левом берегу Одера, противотанкисты сдержали десятки контратак, выстояли под массированным огнем фашистов, проявив беспримерную храбрость и отвагу. 11 апреля 1945 года капитану Бачинскому было присвоено звание Героя Советского Союза. Более семидесяти танков, множество другой боевой техники и свыше трехсот двадцать огневых точек уничтожили его батарейцы на пути к Победе. Это лишь зафиксированные в штабных документах итоги боев. В реальности же артиллеристы нанесли врагу более значительный урон.

Фронтовая биография Дмитрия Григорьевича была насыщена не только смертельно опасными сражениями, но и неординарными фактами, порой очень приятными. До чего же радостно было ему встретиться весной 1944 года с отцом! Произошло это в одном из освобожденных населенных пунктов Тернопольской области. Артиллерийская батарея получила тогда кратковременную передышку, как и соседние стрелковые подразделения. Здесь и увиделись совершенно случайно сын и отец. Рядовой Григорий Васильевич Бачинский был пехотинцем, много раз отличился в боях. Они крепко обнялись, вдоволь поговорили…

С разрешения вышестоящего начальства капитан Бачинский обратился к командиру стрелковой дивизии с настоятельной просьбой перевести отца в свою батарею. Ему пошли навстречу. Так что последний год войны они сражались бок о бок. Григорий Васильевич стал заряжающим, загонял снаряды в ствол орудия. Как и все артиллеристы, он подчинялся сыну беспрекословно — родственные связи многократно повышали его личную ответственность. Великую Победу они встретили и отпраздновали на земле Чехословакии.

 

Юрий КИРИЛЛОВ

полковник в отставке

собкор «НВ»

ЛЬВОВ

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend